Предложили мне поучаствовать в журналистском конкурсе «Инвалид и общество». Как раз по профилю, ибо всё это испытано на себе. Организатор – «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда РФ. Если произносить быстро, можно сдать технику сценической речи в ГИТИСе. Аббревиатура означает Главное Бюро Медико-Социальной Экспертизы - в жизни не догадался бы, если бы не нужда. Но это я так, ворчу по-стариковски.
Было предложено прислать до трёх работ на заявленную тему, а у меня как раз столько написано за последний год. Послал. Примерно через месяц позвонили из оргкомитета с извиняющимися нотками в голосе, что на главный приз я не потянул, зато вошёл в номинацию «Приз зрительских симпатий». И получит его тот из пяти претендентов, которому посетители сайта http://mse29.ru отдадут больше голосов. Вы туда часто заходите… или хотя бы слышали о существовании такого? Вот и я первый раз.
Набрал адрес. Зашёл. Гм… на тот момент стою предпоследний с пятью голосами. И махнул бы рукой. Тем более, что перед этим набрался наглости спросить у знакомой устроительницы про призы. Мне бодро ответили, что раньше призы были денежными, что очень устраивало корыстолюбивую журналистскую братию. Но потом кто-то решил, что презренный металл… пардон, презренная бумага с Госзнака оскорбляет творческие души, и решили ограничиться ценными подарками. В один год это могут быть гаджеты, а в другой (постный) – фирменные еженедельники. Представляете шик – приходите к кому-нибудь важному брать интервью и небрежно так выкладываете блокнот, на котором золотыми буквами вытиснено «ГБ МСЭ…». Клиент в отпаде!
Только я человек приземлённый. Для меня даже айфон – штука бесполезная в связи с нюансами моего заболевания. Мне деньги нужны. Например, для покупки лекарств, необходимых для поддержания моей жизнедеятельности – из тех, что не входят в список бесплатных. Или тех, что входят, но их часто не бывает в наличии, особенно к концу года. Приходится покупать за свои.
Кстати, чем не тема для «Инвалида и общества»? Надо будет запомнить…
Короче, махнул я рукой. Тем более, что два лидера к этому моменту уже подбирались к двумстам голосам. Среди них всеми любимая Леночка Ларионова, пресс-секретарь всеми любимого КРАО (ну как с такой бодаться?).
Но супруга, тоже получающая журналистскую рассылку, решила так просто не сдаваться. Из принципа. Кинула клич в социальных сетях – поможем, мол, Лёньке (она ещё не знала о щедрости призового фонда). А у меня только в Фэйсбуке почти полторы тысячи друзей, да ещё полстолько в Одноклассниках. Причём со многими я дружу в реальности дольше, чем мои конкурентки живут на белом свете.
Что-то в такой организации есть неправильное. Добро бы голосование проходило на популярном ресурсе с большой посещаемостью неангажированных читателей. У нас же получилось соревнование организаторских способностей. Совсем необязательных у журналистов, на то главные редактора есть. Как я, например. Так что условия изначально неравные.
А ещё у девочек-конкуренток это были редакционные задания. То есть, не сами придумали. У меня же объективное преимущество – отсутствие пандусов, рытвины в асфальте, неудобство съезда с тротуаров и пр. чувствую собственной пятой точкой. Соответственно, и эмоции ярче, и слог надрывней.
В итоге победа досталась мне, даже неудобно. Увы, не смог по объективным причинам лично присутствовать при награждении. Хотя бы ради того, чтобы обратиться к собравшимся. Примерно с такими словами:
«Господа, коллеги, друзья!
Мне очень жаль…
Жаль, что приз получила моя далеко не самая лучшая работа, присланная на конкурс. Мне передали, что отобрана именно она, потому что только в ней есть позитивное начало. Действительно, экзоскелет, испытание которого я описываю, считается перспективной разработкой. Странно, что о нём то говорят на каждом углу, то забывают, как будто и не было.
Честно говоря, мне эта конструкция оказалась, как мёртвому припарка. Думал, что она помогает ходить, как тот сапожок, в котором я делал первые шаги после второго инсульта. В реальности оказалось, что ты становишься настоящим киборгом, управляемым посторонними (по крайней мере, в сегодняшней модификации). Для кого-то шанс почувствовать себя прямоходящим, но не в моём случае.
Впрочем, как мне рассказали по большому секрету, чуть ли не государственному, это изначально разработка военных для каких-то своих таинственных целей. Получается, сам не зная, крепил обороноспособность родной страны. Теперь горжусь.
Зато в двух других присланных на конкурс материалах я не стеснялся в выражениях (но без мата). В прошлогоднем предновогоднем рассказал про свой поход в сбербанк. У этой финансовой организации есть странный каприз менять раз в три года социальные банковские карточки, невзирая на их внешней вид и состояние. А тут вообще анекдот, мы новую взамен утерянной получали ещё в октябре.
Но надо, так надо. Всего-то мою подпись в книге выдачи поставить. Однако… на бордюре перед входом в нужное отделение сбербанка был навален огромный сугроб. Так-то нет проблем – вышел из машины, прошёл метров 30-40 влево и вернулся к дверям сберкассы как белый человек по тротуару. Просто для тех, кто ходить может. А если нет? Эти не учитываются.
Супруга моя – человек деятельный. Пошла к начальству, объяснила проблему. Предложила оптимальный вариант – принести мне книгу росписи прямо в машину, можно с вооружённой охраной. Сбербанковцы разводят руками – должностное, мол, преступление. А что делать? Смущённо улыбаются – ваши проблемы.
В итоге в нарушение всех дорожных правил, нагло издеваясь над всем ГИБДД Архангельска… вот, сами читайте в материале «Как Черток за пенсией ходил».
Зато статья получилась актуальная, злободневная, пусть и с минимальным набором оптимистичных ноток. Её бы лишний раз чиновникам прочитать, у нас как раз снегопады вот-вот повалят. Увы, жюри конкурса придерживается иного мнения.
Ещё один материал был про инвалидов и отдых. Решив полноценно (не на больничной койке) отдохнуть впервые за последние 13 лет, я занялся этим вопросом и выяснил – в области для таких как я нет благоустроенных мест. Не подходит даже санаторий «Беломорье» (хотя, казалось бы), для этого надо брать с собой за дополнительную плату тяжелоатлета, которому по силам переносить меня (свыше 90 кг) вместе с коляской через всевозможные препятствия. Договориться же с местным персоналом по индивидуальному обслуживанию тоже невозможно - в лечебном учреждении оптимизация, каждая рабочая рука на счету.
Главный прикол в том, что об этом никто не знает. Даже ТИЦ (Туристический информационный центр) - я к нему первому обратился за консультацией и помощью. Почему там не знают, спрашиваете? Потому что до меня к ним никто не обращался с подобными глупостями… по ходу, инвалиды Архангельска сами себе отказали в праве на нормальную жизнь.
Вы много видите инвалидов-колясочников на улицах своего города? Уверен, что считанные единицы, да и то не каждый день. И дело не только в пандусах, хотя, конечно, и в них тоже. Дело в отношении к нам, инвалидам, общества, что точно совпадает с заявленной на конкурсе темой, за раскрытие которой я сейчас получаю приз зрительских симпатий. На нас оборачиваются, иногда с сочувствием, чаще с любопытством. В моей практике был случай (на Яграх), когда бухие родители, тыкая в мою сторону пальцем, на всю набережную объяснили малолетнему сыну, что «дядя пьяный на машине разбился, так ему и надо».
А вот реакция читателя на материал про инвалидные проблемы с другого сайта (но очень характерная):
- - Инвалид находится на полном гос.обеспечении , получает пенсию из денег (бюджетных , пенсионных) которые платят люди ТРУДА своими налогами . Т.е инвалиды находятся на содержании у людей, работающих и ещё начинают качать права - вынь да положь ему ещё и пандус (к примеру). Скромнее надо быть, господа инвалиды!
Если хотите ещё подобных откровений, то читайте мою статью «Беломорье» - санаторий недоступности» (её жюри конкурса тоже посчитало слишком пессимистичной).
Засим, господа-товарищи, ещё раз спасибо за премию и прощайте. Скорее всего, надолго. Вряд ли в ближайший год из-под моего пера выйдет что-то более жизнеутверждающее. Просто не вижу предпосылок…».
P.S. Прошу устроителей конкурса «Инвалид и общество» считать данный материал моей заявкой на будущий год. Вдруг что-то изменится… в плане оценки.
P.P.S. Снимаю мою предыдущую просьбу. В этот год Минтруда России расщедрилось победителю конкурса на книжку, еженедельник (без оттиска) и ручку («левый» Parker). Пипец…
(моё единственное фото в инвалидной коляске... не люблю)
Леонид Черток