Это интервью Алексей Федорович дал в 2013-м – уже после увольнения из администрации области и после инсульта. Но еще до того, как Верещагин узнал о другом тяжелом заболевании – онкологическом.
Это интервью не было опубликовано. Алексей тогда сказал: «Не хочу, чтобы меня жалели». Но он, если честно, жалость и не вызывал: хохмил даже в стенах онкодиспансера, просил, чтобы свести его с главным врачом, которому намеревался рассказать, как, например, изменить систему поступления больных в диспансер. Он казался сильным и выздоравливающим.
Прости, Леш, что мы так легко поверили в это…
Машина времени: из 2012-го в 1996-й
- Алексей Федорович, поскольку вы на некоторое время выпали из общественного поля зрения, главный вопрос - где были? И кто вы сейчас?
- Сейчас я работаю заместителем генерального директора ООО «Автодороги» - то есть по своей первой основной специальности, хотя буквально только что, летом, получил третье высшее – экономическое - образование. В САФУ писал диплом по теме ««Банковский менеджмент». Анализировал, в какой из банков населению выгоднее вкладывать деньги.
- И в какой?
- Боюсь, скажу, и меня обвинят в скрытой рекламе.
- Сложно было после плотного погружения в финансы возвращаться в первую профессию?
- В том смысле, что знания и опыт никуда не делись, абсолютно легко. Но, поскольку мой статус на предыдущей работе был выше, задачи масштабнее и сложнее, здесь все показалось простым и конкретным. Практически я вернулся к тому, чего достиг в 1996-м. Правда, тогда я был первым лицом предприятия, сейчас – заместитель.
- Такое изменение статуса - это падение, крах, шаг назад, чтобы сделать три шага вперед? Или «тихая заводь» - мечта всей жизни?
- Это – действительно – как посмотреть. С точки зрения карьеры - я упал. Согласитесь, есть разница: руководить двумя отраслевыми направлениями всей области или отвечать за узкое направление одного предприятия. А вот в ситуации, где я оказался безработным, - можно считать, приобрел. Мне еще растить сына-школьника, я никогда не стал бы сидеть без дела, и работа нашлась. И третий взгляд может быть на жизненную ситуацию: я мог потерять все. Но я жив. Значит, считаю, победил.
- Вы готовы рассказать о том, что произошло 14-15 марта 2012 года?
- В руководство областью пришел новый губернатор, который имел право набрать себе новую команду. И он это сделал. Меня уволили. Просто пришла дама из кадров и вручила трудовую книжку. Губернатор со мной не разговаривал, ничего не объяснял. Все произошло в рамках сложившейся традиции: ровно так же Киселев поступил с Ефремовым, Михальчук с Киселевым, ну, и Орлов – с Михальчуком. Каждый последующий губернатор стремительно выставлял предыдущего и его команду.
- Я понимаю, что правил «а как надо» нет, тем не менее…
- Есть два варианта. Первый: сотрудник уличен в коррупции, нечестности, плохой работе – вызови, вздрючь (грубо говоря) и уволь. Вариант второй: на эту позицию претендует свой человек. Имеешь право взять своего. Просто поблагодари уходящего за работу, дай спокойно собрать вещи и попрощаться с коллективом. Особенно это касается не варягов - людей, которые с рождения работали в Архангельской области и которым дальше здесь жить.
В общем, мне 14-го марта вручили трудовую книжку с формулировкой «освобожден в соответствии с областным законом … со сменой губернатора…» Но «освобожден» - не «уволен». Думал, 15-го последует новое назначение (до этого губернатор говорил, что прежней командой мы работаем до июня). А 15-го утром «Скорая» увезла меня с инсультом.
Кому надо заболеть, чтобы инвалидов услышали?
- Алексей Федорович, за это время вы узнали что-то новое о друзьях и врагах?
- Узнал. Были люди, не позвонившие ни разу. Были позвонившие только недавно: «все нормально? Ну, слава Богу…» И были серьезно помогавшие с лечением - материально, морально, организационно… Благодарен всем, в том числе – руководству предприятия, предложившего мне удобный график работы.
- Вам дали группу инвалидности?
- Да. И во время болезни я полностью пересмотрел свои взгляды на инвалидов. Человек так устроен (и я не исключение): пока что-то его не касается, то как бы и не существует. И поскольку во власти у нас исключительно молодые и здоровые, то такой категории людей как инвалиды в стране словно нет. Немыслимо, но даже в центре медико-социальной экспертизы на Тимме нет пандуса. Магазины с пандусами можно по пальцам пересчитать, хотя все они со входом с улицы, с первого этажа. Только как спрашивать с них, если даже федеральная структура (МСЭ) в здании бывшего детского сада создать удобства для инвалидов не может….
- Не зря люди говорят: чтобы больных понять, министру здравоохранения надо заболеть, министру ЖКХ - пожить в ветхом жилье…
- Наверное… В этой связи стал понятнее смысл делегировать в представительный орган власти все социальные слои общества.
В отделении Первой городской, где я лечился с инсультом, постоянно лежат 60-70 человек. Болезнь стала намного моложе. Уже у деревенских девчонок в 30 лет случаются инсульты. Кто говорит, виной всему стрессы, кто – наш бешеный ритм жизни… Вынужден признать, что виновато и наше безразличие к своему здоровью. Я постоянно сдавал кровь, знал, что у меня высокий холестерин - и что? Никто не объяснял, чем это грозит. И я открыл для себя: наше здоровье нужно только нам самим. Это иллюзия, что кто-то другой (ну, кроме жены и детей) будет озабочен им.
Поэтому пришел к выводу, что какие-то медицинские азы надо изучать в школе: что значат те или иные показатели крови, давления, куда обращаться, когда болит, стоит ли пить обезболивающие и т.п. Точно также считаю нужным учить подростков общению с госорганами (налоговой, паспортной, визовой службами…) То и другое – минимум, без которого нельзя выпускать в жизнь.
- Вы обмолвились, что изменилось и ваше отношение к власти вообще. Из-за увольнения?
- Возможно, это совпало по времени, а возможно, я стал замечать какие-то вещи, только оказавшись вне системы. Когда был на лечении в Израиле, по телевидению увидел, как напутствовали своих параолимпийцев наш Президент и израильский премьер-министр. Наш сказал: уверен, приумножите славу, привезете золото… Израильский только гордился и восхищался.
У нас инвалидами не восхищаются. Людям, пережившим инсульт, врачи советуют: «Надо заниматься собой». А как? Яблоки резать? Груши пинать? А если пострадала правая сторона тела, а если речь? Проблемами реабилитации в России занимаются только два столичных центра и запись там – на годы вперед. Врачей по профилю «реабилитация» не готовит никто. Частных реабилитационных центров нет. Хотя во всем мире этим занимаются именно частные центры. Просто надо сделать так, чтобы за реабилитацию платил бюджет области, а не какая-нибудь старушка с крошечной пенсией. И не надо бояться, что в частном центре клиентов не будет. Будут. Если заниматься такими больными, ходить они будут сами. Снимется проблема сиделок, вины детей перед немощными родителями…
Что может беспартийный депутат?
- Как и когда родилось ваше решение идти в депутаты?
- Депутатство – такая же работа, как и любая другая. А у меня серьезный опыт работы в областном Собрании, в правительстве области. Кроме того, взгляд на исполнительную власть изнутри позволил выявить дополнительные возможности взаимодействия. Кстати, когда из-за работы в администрации пришлось оставить место депутата, все равно чувствовал себя обязанным заботиться об избирателях Ленского, Вилегодского и Котласского районов. И вопросы дорог и ЖКХ, которые курировал по долгу службы, в первую очередь старался решать в «своих» районах.
- Алексей Федорович, как правило, наказы избирателей отражают направления, на которых недорабатывает исполнительная власть…
- Абсолютно точно. Сейчас, например, по городам главное провальное направление – ЖКХ. В сельской местности – по-прежнему дороги, связь, медицинская помощь. И нужно понимать актуальность этих проблем: что для людей по важности на первом месте, что – на втором и т. д. А иначе получится, как было у меня в первый депутатский срок, когда я еще до выборов писал программу действий.
А созыва через два я понял: все эти программы – обман. И избирателей, и самого себя. Приходишь на встречу, а люди говорят совсем о другом: у одного воды нет, другой дров заготовить не может, третьему из деревни в больницу не выехать… И если исполнительная власть вообще не реагирует на такие «частные» вопросы, то кто их решит, кроме депутатов? Поэтому и составляю теперь каждый раз реестр наказов.
- А что реально может депутат, у которого ни полномочий, ни финансов нет?
- Депутатство – тонкая работа. Потому что это работа с бюджетом. Надо договариваться с правительством о том, чтобы объекты, необходимые тому или иному району, включались в соответствующие программы. Что и делает «Единая Россия»: «Наших объектов нет – бюджет не примем». И все бегут включать их объекты в программы. Я тоже лоббировал интересы своих районов. Но даже когда строился мост в Виледи, не верил, что у нас это получилось. Главное ведь - провести строку в бюджете. А потом уже деньги искать. Нужно понимать этот инструмент работы депутата - уметь быть дипломатом, а иногда, может быть, - в хорошем смысле слова шантажистом…
- Почему вы вышли из «Единой России»?
- Я член партии с 2002 года. Был членом политсовета, из которого меня втихаря, ничего не объясняя, исключили. Как я понял, - по инициативе губернатора. И я написал заявление о выходе из партии. Думал, позовут, спросят «ты чего это, парень?», такие кадры нам самим нужны…» Я бы объяснил, что разочаровался в конкретном руководстве партии. Может быть, что-то и изменилось бы…
Но меня не позвали и не спросили. И по тому, как руководитель регионального отделения партии Моисеев отреагировал на выход Александра Шашурина из «ЕР», для политсовета это - «нормальная ротация, нужно омолаживаться»…
Не пониманию я такую политику. Потому и вышел из партии.
Елена МАЛЫШЕВА
СПРАВКА:
Алексей Федорович Верещагин. Родился 7 марта 1961 года в Архангельске. В 1983-м окончил АЛТИ по специальности «инженер-строитель автомобильных дорог», в 2002-м – Российскую академию госслужбы при Президенте России по специальности «Государственное и муниципальное управление», в 2013-м – САФУ по специальности «Финансы и кредит».
В 1983-1996-м работал в Ленском ДРСУ (почти 20 лет – начальником). В 1996-м стал заместителем начальника управления «Архангельскавтодор» В 2001-м - начальником управления.
Избирался в районный Совет народных депутатов, в Архангельское областное Собрание депутатов первого, третьего, четвертого и пятого созывов. Возглавлял комитет по бюджетам, налогам и экономической политике областного Собрания депутатов четвертого созыва.
В 2009-2012-м работал заместителем губернатора Архангельской области по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком отличия «За заслуги перед Архангельской областью». Имеет множество отраслевых наград и Почетных грамот администрации области.