Главной новость последних дней - прекращение трансляции на телеканале «Рен-ТВ Архангельск». Прекратилось оно самым иезуитским способом – в один не прекрасный день сотрудников компании просто не пустили на рабочие места, захлопнули двери перед носом в полном смысле этого слова. Почему так резко? Потому что в коллективе давно назревала забастовка по поводу невыплаченной зарплаты. Когда недовольство нищенским существованием стало выплёскиваться через край, хозяева предприятия (Попаренко, Яковлев, Радион) решили, что выжали из людей по максимуму, и прикрыли лавочку. Подло? Обычно для этих товарищей.
Особенно, если вспомнить, как год назад набирался коллектив телевизионщиков. Читатель, наверное, догадывается, что работа телеоператора, режиссёра или монтажёра в Архангельске штучная. Не в смысле дефицита специалистов этого направления, а в сложности найти применение своим навыкам. АГТРК «Поморье», которое уже несколько лет грозятся преобразовать в обычный корпункт, срезав федеральное финансирование процентов на 80. «АТК-медиа», окормляющая городской телеканал, где качество выпускаемого материала давно скатилось до уровня школьного радиоузла. Собственная телестудия САФУ, созданная под спецпроекты, деньги на которые сегодня есть, а завтра – пшик. И больше ничего, хоть свадьбы иди снимай.
Теперь представьте, какой ажиотаж возник в около телевизионных круга, когда весной прошлого года раздался клич – на новый большой проект набираются профессиональные телевизионщики. Пардон, сразу на два проекта, ещё запускалась какая-то передача на канале «Россия-24», который не так давно перестал быть чисто новостным, и стал скорее пропагандистским. Впрочем, мне ни разу не удалось увидеть там архангельскую вставку, возможно, это шедевр.
За обоими проектами «виднелись уши» местного медиа-барона (всё-таки определение медиа-магнат подразумевает наличие серьёзного финансового ресурса) Якова Попаренко. Почему именно его? Да просто больше некому.
Тут я просто вынужден слегка окунуться в прошлое архангельского телевидения. Если помните, начавшаяся в стране перестройка подразумевала гласность. Прежде всего, в средствах массовой информации, главном агитационном оружии при любой власти. Плюс советский народ безумно истосковался по зрелищам, и готов был смотреть по «ящику» любую импортную шнягу. Так было не только в Москве (к слову, солидный сегодня эфирный московский телеканал ТВЦ начинал своё плавание по волнам капитализма с демонстрации нелицензионных копий голливудских блокбастеров, чем вызвал, чуть ли, не международный скандал), но и в регионах.
В Архангельске быстрее всех новую фишку просекли соломбальские комсомольцы, среди которых самым активным был Яша Попаренко. Начинали с кабельного телевидения (по-моему, единственный успешный проект медиа-барона, живущий до сих пор), потом дошли и до эфирного. Эфирное вещание нужно было, прежде всего, под модные в конце 90-х выборы различных уровней, на которые денег не жалели. К слову, в начале нулевых автор этих срок попал в Архангельск именно для организации предвыборных спецпроектов в области телевидения. Ещё тогда обратил внимание на то, что, куда не придёшь, везде на Попаренко наткнёшься. И, если «АТК-медиа» был его частным предприятием, то на вполне государственном «Поморье» Яков Владимирович всё равно входил в список ближайших советников руководителя телеканала. Точнее, не он советовал, а с ним советовались… такой имел вес.
За АТК, а, значит, и за Попаренко, стоял мощный в тот период Соломбальский ЦБК, надежда и опора тогдашнего губернатора Ефремова. Архангельском тоже правил выходец с комбината мэр Нилов, у которого городское телевидение было в приоритетах. Выборы шли своей нескончаемой чередой, чем не жизнь для политтехнолога, кем, прежде всего, мнит себя Яков Владимирович.
Но случился конфуз, в 2004-м Ефремов проигрывает выборы мало кому известному Киселёву. По логике, последнему стоило возлюбить объектив телекамеры, чтобы повысить свою узнаваемость, а то «весёлого молочника» и на четвёртом году правления в глубинке области принимали самозванца. Что и делалось с самого начала – Попаренко был назначен главой областного департамента информации и общественных связей. Да вот беда, в своих предвыборных речах Николай Иванович обещал не тратить деньги на эфирные иллюзии, все ресурсы бросить на молоко и дороги. В итоге быстро накрылся проект нового регионального телевидения «Двина», под который при Ефремове возвели новую телевышку, продемонстрировав полную беспомощность и отсутствие политической воли у той губернаторской команды. А городской канал Попаренко стал хиреть на глазах, о чём вы можете узнать из моих опусов того периода ( http://rusnord.ru/oldnews/31867-1447.html, http://rusnord.ru/oldnews/18253-15447.html). Приход на место столичного градоначальника магазинных дел мастера Донского ситуацию не исправил, тот уже грезил Первым Общероссийским.
Нельзя сказать, что с тех пор родоначальника коммерческого телевидения в регионе преследовали одни неудачи. Однако при губернаторе Михальчуке, несмотря на должность советника, у Якова Михайловича случился облом – якутский проныра притащил с собой в Архангельск своих мордоделов. То есть, теперь они давали заработать Попаренко, а не наоборот. Согласитесь, это серьёзная потеря, как в финансовом, так и в моральном смысле.
Но уже при губернаторе Орлове у нашего теле-Гудвина появилась возможность восстановить собственное статус-кво. И по времени совпало удачно – как раз шёл суд над ещё одним проректором САФУ Таскаевым, проректору Попаренко самое время было делать ноги. Тут и возникли телепроекты «Рен-ТВ» и «Россия-24». Которые сегодня дружно идут ко дну.
Из последних новостей с теле-фронта. В пятницу состоялось собрание трудового коллектива «Рен Архангельска». Попаренко не явился, не бароново дело смотреть в осуждающие глаза своих холопов. Отдувался младший партнёр Яковлев, что-то невнятно промямливший про попытки спасти ситуацию, призрачные контракты и, совсем уж нелогично, про сложные отношения с Украиной. Кто чуть-чуть разбирается в телевизионном мире, тот без подсказки поймёт – продукту, выходящему в кабеле, никакие коммерческие контракты не светят. Даже у эфирных АТК и «Поморья» в местных условиях с этим скорее пусто, чем густо.
Делаем вывод – структуре Попаренко отказал генеральный спонсор. Сначала щедрый (работников на канал буквально перекупали), потом прижимистый. Здесь один такой – губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Естественно, не он сам платил, на такие игры даже зарплаты в 600 тысяч не хватит. Деньги спонсоров, которые давались с расчётом на преференции в их адрес в течении второго губернаторского срока. Кто? Скорее всего, наш беглый олигарх Крупчак, у которого в области не осталось серьёзных медиа-ресурсов. Уж ни к нему ли относились горькие слова Кости по поводу сложных отношений с Украиной? Да, сегодня и там, и у нас всё непросто. Однако на кону стояла цель, ради которой стоило аккумулировать все резервы.
Прочитал в интернете мысль, что де- Орлов отказался от финансирования телевидения, так как считает, что он выиграл информационную войну у мэра Архангельска Виктора Павленко. Пальцем в небо, никакой информационной войны на «Рен-ТВ Архангельск» с Павленко не велось, несколько критических сюжетов, вышедших в эфир в течении года, не в счёт. Когда-то я имел непосредственное отношение к выпуску программы «Зазеркалье» (если кто такую помнит). Вот это было мочилово, так мочилово, а не эти комариные укусы. К тому же создавать под такую цель отдельный телеканал – нонсенс, расходы никогда не окупятся. И проще, и дешевле заказывать адресную «чернуху» на федеральных телеканалах, чем орловская команда периодически и занимается.
Зато отдельные телеканалы создаются под выборы, чтобы через них «мочить» конкурентов во время всей предвыборной агитации. Ведь давно существующие, тем более с долей государства, могут и отказать, если переборщишь – лицензии лишишься. Так что по всему получается, что губернатор Орлов забросил саму идею идти на новые выборы. Что в 2015 году, что в назначенный законом срок.
Возможно, решающую роль в этом сыграл скандал с недавним митингом в центре Архангельска, на который сгоняли бюджетников. Информация об этом вылезла на ленты новостей федеральных агентств, глава региона так бушевал, что министр областной культуры Востряков посчитал за благо уйти в отставку http://rusnord.ru/public/33381-34831.html. Не знаю, как у вас, а у меня сразу возник вопрос – почему этим должен заниматься именно министр культуры? Ведь радоваться присоединению Крыма с Россией не одних артистов Драмтеатра сгоняли.
А больше некому. Ранее за организацию подобные мероприятий отвечал замгубернатора по региональному развитию Сергей Ковалёв. И делал это профессионально, если сам не хотел, информация до последнего оставалась закрытой. После отставки его функции перешли к руководителю губернского аппарата Андронову, ещё недавно работавшему мелким дельцом на калининградском автомобильном рынке, что, впрочем, не помешало ему стать правой рукой губернатора Орлова. Видимо, новый «серый кардинал» в последний момент остерёгся браться за ответственное партийное поручение и свалил его на самого безответного из министров. Что ж, Андроид он и есть андроид.
Кстати, ещё одна примета того, что Орлов раздумал идти на выборы, это увольнение Ковалёва. Могу ручаться, что именно последний лоббировал архангельское «Рен-ТВ» перед губернатором, ибо ещё при Ефремове «делал крышу» проектам Якова Попаренко. Когда же вопрос идти или не идти на выборы у Орлова отпал, он по своей мстительности решил хоть в чём-то отыграться на кураторе телепроекта.
Ну, а останься «Рен-ТВ Архангельск» наплаву, были бы шансы у Орлова избраться? Вряд ли. В минувшей четверг сразу в трёх районах Архангельской области – Устьянском, Вилегодском и Котласском - произошли аварии на электроподстанциях. Об этом губернаторская пресс-служба разместила на своём сайте dvinaland. ru коротенькую информацию… а потом долго рапортовала о том, что техногенная катастрофа почти не отразилось на комфорте участников Чемпионата России по лыжам, проходящем в Малиновке. Мол, и спортсмены, и тренеры, и гости «обеспечены полноценным горячим питанием». Как чувствовали себя в этот момент простые жители обесточенных районов, похоже, не очень волновало ни губернскую власть, ни её щелкопёров.
Однако наш народ прекрасно чувствует подобное отношение к себе, он не злопамятный, но памятливый. Так о каких выборах вообще может идти речь?