Один из популярнейших анекдотов моей юности.
Княгиня, пьющая утренний кофий, спрашивает у комнатной девки Глафиры:
- Кто там орёт, как скаженный, на улице?
- Большевики, барыня.
- И что же они хотят?
- Чтобы не было богатых.
- Как странно… мой дедушка-декабрист вышел на Сенатскую за то, чтобы не было бедных…
Анекдот, кстати, всевременной. В Советском Союзе богатых не было по определению. То есть, они были, но тщательно скрывали это. Первая категория потому, что слуги народа по определению не могут быть богаче тех, кому они прислуживает. Вторая, потому что странно – как это продавщица пивного ларька может быть богаче профессора университета.
Наоборот, бедностью гордились. В той системе ценностей она была показателем интеллигентности и полной лояльности режиму. Странно, но ни у кого не возникало сомнения в том, что инженер с высшим образованием должен получать в два раза меньше работяги с восьмилеткой – «а как иначе, он же гегемон». Некоторые адепты социализма до сих пор убеждают меня, что мои родители совершенно зря работали театральными актёрами. Шли бы на кирпичный завод… и через 5 лет, глядишь, новая бесплатная квартиру. Вот такое у людей перевёрнутое чувство социальной справедливости.
Но вот пришло кооперативное движение… первый хилый птенец капитализма. Кто застал те времена, помните первый шок от высоких доходов, чуть было не похоронивший горбачёвскую затею – этак они скоро к цыганам в «Яр» на тройках начнут ездить? Так я напомню. Некий цивилизованный кооператор Артём Тарасов, занимавшийся золотым на тот момент делом – поставкой оргтехники, заявил об уплате партийных взносов с трёхмиллионного дохода. Там был и подоходный налог и за бездетность, но общество поразили именно партвзносы – член КПСС и одновременно миллионер, в голове не укладывалось. «Московский комсомолец» и «Огонёк», чтиво советской интеллигенции, воспевали Артёма, как образец нового мышления, «Советская Россия» и «Труд», печатные органы пролетариата, предрекали скорый крах всему (и оказались правы). До сих пор уверен, что ситуация та была инспирирована КГБ… простой народ проверяли на терпимость к богатеям. Никто Тарасова не порвал на октябрятские звёздочки, кооперативы тоже не громили.
Но именно тогда впервые поднялся разговор о прогрессивном налогооблажении, типа, бог сказал делиться. Как начался, так и кончился, в период первичного накопления капитала подобная мера представлялась крайне несвоевременной, даже отпугивающей от любой частной инициативы. И то, я помню, как на «Мосфильме» алиментщики отказывались от дополнительного, но официального заработка, лишь бы с брошенными семьями им не делиться. Жлобьё оно и есть жлобьё…
Но вот капитал, кажется, накоплен. Речь о прогрессивном налоге на сверхдоходы заходит периодически (и не всегда к выборам). Приводятся в пример развитые капиталистические страны… на что, как правило, следует резонный аргумент – пусть сначала государство нас социально защитит, как американцев или шведов, а потом уже дерёт три шкуры.
Последний всплеск - Глава Минфина РФ Антон Силуанов признал, что в российском обществе есть напряжение из-за разницы в доходах. Об этом он заявил в программе «Познер», которую, по оценкам медиасоциологов, смотрит контингент с доходами выше среднего.
Ещё интересные факты. Россия близка к тому, чтобы впервые в современной истории стать мировым лидером по неравенству благосостояния: на долю 10% самых обеспеченных людей в России приходится 82% богатства страны. А это уже характерно исключительно для маргинальных стран третьего мира с полуфеодальной системой управления. И неважно, капитализм или социализм они исповедуют… северокорейский лидер Ким Чен Ын тоже замечен в нездоровой любви к роскоши.
Впрочем, в этом коммунистическом ортодоксе всё (якобы) принадлежит государству, а руководители находятся на гособеспечении. У нас давно по-другому – президент может сколько угодно летать на стратегическом бомбардировщике, но вот поставить его себе в гараж – извините.
Ну, а раз ты не слуга народа, а просто собственник, будь любезен платить за комфорт, будоражащий фантазию граждан страны помельче. «Мы повысили налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры, и так далее», - гордо заявил Силуянов. Но, что касается прогрессивного подоходного налога - «мы знаем, что богатые - люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны».
И дальше министр финансов внятно объяснил, что к 13-процентному налогу наш народ… успел привыкнуть и отменять его в сторону увеличения было бы недальновидно. Я, кстати, тоже привык. Вот к тем 30-ти, что с меня драли в Америке в период работы по чеку, привыкнуть в принципе невозможно. Один мой одноклассник вообще удрал из благополучной Швеции… таксовать в Москве оказалось выгодней материально, чем издавать хоккейный журнал в Стокгольме.
Зато правительство готово помогать самым незащищённым, которыми, по силуяновской статистике, являются молодые семьи с одни-двумя ребёнками.
Познер, наш теле-Штирлиц, тоже безмерно удивился – «То есть, богатых беднее делать на будем, зато бедных богаче – таки да?!». «Именно», - подтвердил главный финансист России.
Как это получится? Доходы бюджета падают, впрочем, не столько в результате санкций, сколько в результате манипуляций с ценами на нефть, прибавляются солидные военные расходы, в то время как социальные расходы никуда не делись, как гарантия мудрого президентского правления основного Гаранта Конституции.
Видимо, будем выходить из ситуации наименее безболезненно для отдельных личностей, действительно влияющих на политическую обстановку в стране. Размажем бюджетный дефицит по всему народонаселению - поднимем НДС и пенсионный возраст, уберём субсидии сельскому хозяйству…
…ничего нового. Лишь бы не было войны!
Леонид Черток