Для закупки автобусов среднего и большого класса необходимы серьезные средства. Кроме того, их эксплуатация показывает очень высокую убыточность. Все частные перевозчики, приобретавшие автобусы большой вместимости в Архангельске, при действующем тарифе и отсутствии дотаций, были вынуждены от них отказаться.
- Мы сделали примерную калькуляцию окупаемости автобусов разных классов и моделей при приобретении их в лизинг для работы в Архангельске, - рассказал председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов.
При 25 рабочих днях в месяц, 500 проданных билетов в день выручка при тарифе в 21 рубль составит 262,5 тыс. руб. Постоянные расходы включают: фонд оплаты труда - 100 тыс. руб., страховые отчисления - 31,1 тыс. рублей, управленческие расходы (5% от выручки – 13 тыс. 125 руб.), и на запчасти, масла, расходные материалы (20% от выручки – 52,5 тыс. руб.). В итоге получается следующая картина.
При приобретении в лизинг автобусов среднего класса с учетом 10% скидки на лизинг и скидки по утилизации:
- марки МАЗ-206 стоимостью 4 млн. 168 тыс. руб., ежемесячный платеж составит 118 тыс. 620 руб., расходы на ГСМ (40 л/100 км) среднем пробеге 250 км в день – 85 тыс. руб. Таким образом, убытки от эксплуатации этих автобусов при действующем тарифе составят 137 тыс. 185 руб. в месяц;
- марки ПАЗ 320414-05 «Вектор» стоимостью 3 млн. 250 тыс. руб., ежемесячный платеж составит 73 тыс. 116 руб., расходы на ГСМ (36 л/100 км) среднем пробеге 250 км в день – 76,5 тыс. руб. Таким образом, убытки от эксплуатации этих автобусов при действующем тарифе составят 83 тыс. 841 руб. в месяц;
- марки ПАЗ 320412-05 стоимостью 2 млн. 800 тыс. руб., ежемесячный платеж составит 61 тыс. 616 руб., расходы на ГСМ (36 л/100 км) среднем пробеге 250 км в день – 76,5 тыс. руб. Таким образом, убытки от эксплуатации этих автобусов при действующем тарифе составят 72 тыс. 341 руб. в месяц.
Таким образом, чтобы покрывать издержки при закупке автобусов среднего класса тариф на перевозки пассажиров должен составлять для МАЗов 35 рублей, для средних ПАЗов – от 28 до 30 рублей.
При приобретении автобусов малого класса ситуация выглядит так:
- марки ПАЗ «Вектор NEXT» стоимостью 2 млн. руб., ежемесячный платеж составит 41 тыс. 172 руб., расходы на ГСМ (30 л/100 км) среднем пробеге 250 км в день – 61 тыс. 875 руб. Таким образом, убытки от эксплуатации этих автобусов при действующем тарифе составят 37 тыс. 272 руб. в месяц.
- марки ПАЗ 320302-08 стоимостью 1 млн. 765 тыс. руб., ежемесячный платеж составит 35 тыс. 170 руб., расходы на ГСМ (30 л/100 км) среднем пробеге 250 км в день – 61 тыс. 875 руб. Таким образом, убытки от эксплуатации этих автобусов при действующем тарифе составят 31 тыс. 270 руб. в месяц.
Но и в этом случае безубыточная работа возможна только при тарифе в 25 руб. за поездку.
В условиях неопределенности направления развития рынка пассажирских перевозок, большинство предпринимателей в Архангельске сегодня работают на грани рентабельности. Серьезные инвестиции могут позволить себе только крупные перевозчики. Так Группа компаний АПАП, являющаяся одним из старейших и крупнейших предприятий на рынке пассажирских перевозок столицы Поморья заключила договор на приобретение 40 автобусов. Первая партия из 10 машин ожидается в Архангельске в конце июня, затем в июле придет 20 машин, и еще 10 в августе. Это будут автобусы марки ПАЗ-320302, вместимостью 39 человек. На сегодняшний день автобус этой модели обладает оптимальным сочетанием качеств для данной категории транспортных средств: современным дизайном, простотой и удобством в эксплуатации, соответствием всех требований и норм безопасности перевозки пассажиров по городским маршрутам. Автобус комплектуется двигателем ЗМЗ, отвечающим экологическому уровню EURO-4, возможно переоборудование для работы на сжиженном газе. Маневренность модели находится на высоком уровне, что позволяет легко вписываться в повороты, и ездить по городу даже при большом количестве автомобилей на дороге.
Необходимо отметить, что автобусы закуплены за счет перевозчиков, привлекших на эти цели кредитные средства, поскольку повышение тарифа с 18 до 21 рубля в феврале 2015 года едва покрывает рост текущих расходов на топливо, запчасти, зарплату и обслуживание техники, и, следовательно, не содержит инвестиционной составляющей. Таким образом, решение вопроса об обновлении подвижного состава общественного транспорта в Архангельске лежит, прежде всего, в экономической плоскости.