Всю неделю колбасит Его Высочества российского обывателя – доллар скачет, как оглашенный. Мне сразу вспоминается бабушки у метро, торговавшие в 90-х подмосковной зеленью. На вопрос, с какого перепуга пучок петрушки подорожал со вчерашнего дня в два раза, они вдумчиво объясняли – «а инфляция милок, а доллар, а кризис неплатежей… мы идём в ногу со временем. Нефть, кстати, тогда стоила совершеннейшие пустяки, что-то меньше десяти баксов за бочку. Но о ней не говорилось ни слова, хотя и тогда инвалютные запасы страны пополнялись исключительно за счёт торговли природными ресурсами, по схеме выкопал-продал-проел. Зато теперь даже вахтёры понимают – мы все повязаны «чёрным золотом»…
В доказательство этого тезиса могу привести данные одного соцопроса, с которым столкнулся в интернете. Спрашивали не о конкретных событиях – полёт Гагарина, победа в Великой Отечественной, индустриализация и прю, а об общих понятиях – гордитесь ли вы историей страны, её народом, своим президентом, религией… и дальше в таком духе. Так вот, третий по популярности ответ был «горжусь полезным ископаемыми». Та самая пресловутая щука-волшебница, спонсор лентяя-Емели. Короче, совсем народ работать не хочет.
И настроение нам можно запросто испортить такой новостью от главы МЭР Алексея Улюкаева - мировые цены на нефть могут на некоторое время опуститься ниже 40 долларов за баррель. Правда, он же обещает, что это ненадолго, скоро опять поползут вверх, хотя пессимисты и утверждают, что подобная ситуация может продлиться год-два, а то и дольше. Оптимисты же (в основном ангажированные властными структурами) настаивают, что баррель поднимется до 70-75 $, и там стабилизируется.
На этот раз хоть не обидно, что не только нас колбасит, как было в ситуации с санкциями-антисанкциями. На мировой нефтяной рынок продолжает оказывать влияние падение китайской экономики: китайский индекс Shanghai Composite рухнул в ходе торгов на 8,9%, что является максимальным падением с 2007 года, полностью нивелировав подъём с начала этого года. Что навело панику на всю мировую торговлю ценными бумагами. Достаточно неожиданную, кстати – китайцы довольно долго скрывали свои проблемы, параллельно наращивая имитацию деловой активности, в том числе, и на международном уровне - http://rusnord.ru/economic/34311-arhangelskaya-oblast-kitayskie-obeschalkiny-i-sobstvennye-podlecy.html.
Дальше стало накрывать Старый свет. Уже в понедельник фондовые рынки Европы упали примерно на 3%: тринадцать из восемнадцати индексов стран Западной Европы потеряли более 10% с пиковых значений на фоне падения акций сырьевых компаний. Досталось и Новому. Фондовый рынок США завершил торги серьёзным падением: промышленный индекс Dow Jones снизился на 3,13%, достигнув шестимесячного минимума. Это сильнейшее ослабление индекса с 2011 года. Индекс S&P 500 упал на 3,19%. Он опустился ниже отметки 2000 пунктов впервые с февраля этого года. NASDAQ Composite упал на 3,10% (все данные на начало уходящей недели).
Последний фактор самый глобальный – именно доллар больше всего влияет на курс рубля. А вот юань из-за глобализации экономики всё больше влияет на доллар. В такой ситуации я вообще не понимаю, как можно делать долгосрочные прогнозы по отечественной валюте и нефти. Представьте себе, что ситуация, рассмотренная в первой части этого выпуска Итогов, станет воистину патовой и приведёт к началу боевых действий на Корейском полуострове. Не представляется? И не надо.
Нам и без войны у родных рубежей проблем хватает. По оценкам независимых экспертов, за последние полтора года западная финансовая система сделала всё, чтобы изолировать нашу экономику. Занимать в долларах мы уже давно не можем, а долги постепенно отдаём. С конца 2013 года мы отдали уже 165 млрд. долларов внешнего долга. Как следствие, многие иностранные инвесторы покинули российский рынок… или серьёзно ограничили своё присутствие на нём. Что, как ни странно, сделало наш собственный рынок ценных бумаг менее уязвимым для мировых тенденций. Но от этого почему-то не радостно… даже наоборот.
А знаете, кто больше всех пострадал от этих скачком? Богатейшие миллиардеры мира обеднели за неделю на 182 млрд. долларов из-за обвала на мировых рынках, подсчитало агентство Bloomberg. В общей сложности совокупное состояние 400 главных мировых толстосумов сократилось на 6,3%. В США падение возглавили акции Apple, лидер американской компьютеризации: компания потеряла 158 млрд. долларов капитализации.
Если поимённо, то больше всех пострадал инвестор Уоррен Баффет, который является главным акционером Berkshire Hathaway. Его состояние сократилось на 3,6 млрд. долларов. Баффет занимает третью строчку среди богатейших людей планеты с состоянием в 63,4 млрд. долларов. Кое-кто, правда, поднялся, как, например, основателю Sun Pharmaceuticals Дилипу Шангви, но незначительно.
Соответственно, в деньгах потеряли и наши супербогачи, так называемые, «новые путинские олигархи». И это вселяет хоть какую-то надежду на позитив… те же братья Ротенберги, друзья нашего президента по спорту, должны наконец сказать ему по-дружески – «ты… это… давай завязывай».
Но что делать с рынком нефтяных предложений? Возврат Ирана на западные рынки, рост добычи в Ливии, а,главное, политика стран ОПЕК, явно приведут к выбросу на рынок новых объёмов «черного золота». Картель ОПЕК де-факто развалился. Его участники откровенно забыли про страновые квоты, с трудом сохраняя общую квоту на добычу всеми участниками организации. Всё явственнее просматривается попытка большинства стран сохранить свои экспортные доходы не за счет борьбы за повышение цены, а через расширение поставок. На днях Иран объявил, что увеличит добычу нефти «любой ценой», назло всем своим недоброжелателям, ранее голосовавшим за пролонгацию нефтяного эмбарго. При этом ожидаемое массовое банкротство американских нефтяных компаний, добывающих сланцевую нефть, похоже, оказалось преувеличенным. А вот не планировавшееся снижение экспортных поставок Газпрома налицо. Просто из-за падения спроса и появления новых конкурентоспособных предложений.
И это всё на фоне прекраснодушных заявлений на тему того, что «кризис достиг дна» и всё вот-вот стабилизируется. Может быть когда-нибудь… а пока в нашей стране действует принцип «слабая экономика – слабая валюта».
А теперь вернёмся к упомянутому в самом начале материала опросу. Ответ «я горжусь своим президентом» взял всего 16 %, хотя по рейтингу популярности Путина должно быть минимум в пять раз больше. И действительно, так исторически сложилось, что именно при его правлении российский народ попробовал кое-что слаще морковки. Конечно, кучеряво стали жить те, кто непосредственно сидит на нефтяной трубе (или алюминии), но и простому народу перепало с тех триллионов – ипотека, автокредиты, турецкие курорты и даже крымНаш с Зимней Олимпиадой в Сочи. Особенно уверено почувствовали себя те, кто помнит убогую скудость советской жизни, присущий ей дефицит всего на свете, кроме, может, хлеба и водки (с последней в перестройку тоже начался геморрой). А потом 90-е, в которых, что греха таить, тоже проблем хватало. Зато потом появился кусок масла, который можно размазать тонким слоем на всех.
Человеческая психика настроена на надежду. Надежду на лучшее. Россияне живут в ожидании завтрашнего чуда. Те, у кого кой-какой жирок ещё остался, внепланово обновляют бытовую технику, дабы успеть к её неминуемому подорожанию. Остальные смотрят на них, вспоминают многомесячные очереди за дрянным югославским гарнитуром, и славят Путина-победителя. Иногда создаётся впечатление, что это злые ретейлеры обрушили рубль вместе с нефтью, чтобы сбыть залежалый товар.
Что будет, когда запасы жирка истощатся? Не знаю, не знаю…