Рекрутинговый портал HeadHunter (hh.ru) решил выяснить, многие ли компании Архангельской области оказывают увольняемым сотрудникам помощь, с каким настроением работники покидают организацию, как увольнения сказываются на имидже компании, а также можно ли сгладить негативный эффект от порой вынужденных сокращений коллектива.
Как оказалось, при увольнении сотрудников больше четверти компаний (28%) в Архангельской области используют такую услугу, как аутплейсмент. Кроме того, 6% компаний области рассматривают возможность внедрения таких программ. Стоит отметить, что каждый третий работодатель не использует услугу аутплейсмент лишь потому, что не знает о ее существовании.
Чаще всего целью аутплейсмента для работодателей является оказание реальной помощи увольняемым сотрудникам (67%). Однако нередко компании таким образом стараются обезопасить себя от негативных последствий: сохранить лояльность сотрудников (57%), снизить негативные эмоции от самого процесса увольнения (55%), уменьшить вероятность возникновения конфликта с бывшим сотрудником (49%), а также поддержать положительный имидж компании (45%). При этом, как показал опрос, наиболее эффективно данная услуга решает такие задачи, как сокращение издержек при увольнении сотрудников, формирование положительного имиджа компании как работодателя, а также сохранение лояльности сотрудников.
Что касается соискателей, то, как выяснилось, больше трети житель Архангельской области хотя бы раз были уволены по инициативе работодателя (38%). При этом, по словам большинства опрошенных, имеющих подобный опыт, бывший работодатель совсем не интересуется дальнейшей карьерой экс-сотрудника и не предлагает никакой помощи (75%). Если же компания помогает увольняемому сотруднику, то чаще всего делает это с помощью предоставления хороших рекомендаций (16%), предлагает работу в другом региональном подразделении компании (3%) или помогает в поиске нового места работы (3%).
Неудивительно, что увольнение по инициативе работодателя часто становится причиной негативного отношения к компании (56%), которое, в свою очередь, может обернуться нелестными отзывами как в интернете, так и в кругу знакомых.
Помощь увольняемым сотрудникам может значительно уменьшить отрицательный эффект от процедуры и минимизировать риски распространения негативной информации, которая впоследствии может повлиять на HR-бренд.
Так, например, значительно меньшее число сотрудников, получивших от компании то или иное внимание при увольнении, признались, что испытывают негатив по отношению к работодателю (33% vs. 62% - по сравнению с компаниями, решившими ограничиться формальной процедурой). Как следствие, большинство из тех, кому организация оказывала помощь, положительно отзывается о ней в разговоре со знакомыми (58% vs. 35%), готовы посоветовать компанию в качестве работодателя друзьям (41% vs. 18%), а также признались, что вернулись бы обратно, в случае получения такого предложения (28% vs. 14%).
Марина Хадина, руководитель программы outplacement от HeadHunter, отмечает:
«Со времен 90-х годов практика использования программ аутплейсмент стала очень распространенной. Теперь ее заказывают не только западные компании, но и российские, самых разных отраслей и масштабов. Объединяет таких работодателей одно — желание позаботиться о сотрудниках, с которыми приходится расставаться, чтобы те как можно быстрее нашли новое место работы. В этом году мы наблюдаем такую особенность: если раньше финансовая компенсация была на первом месте среди компенсации при расставании, то теперь на первом месте часто запрашивают аутплейсмент. Конечно, в период непростой ситуации людям становится важнее найти новое место заработка, нежели получить на руки сумму, которая в какой-то момент все равно закончится.
Кризис — явление временное, а негативное отношение довольно сложно изменить. Даже, если после кризиса компания не станет возвращать сокращенных сотрудников обратно, стоит позаботиться как о людях, которые на нее работали, так и о людях, которые все еще остаются на борту. Сделать так, чтобы обе эти стороны относились к компании положительно».