Как выяснилось, абсолютное большинство российских работодателей (75%) при увольнении сотрудников проводят выходные (exit) интервью, при этом для половины из них (39% от общего числа опрошенных), процедура является стандартом работы. Кроме того, каждый десятый работодатель признает, что компании было бы крайне полезно завести подобную практику в дальнейшем.
По мнению более чем половины работодателей (65%), проведение выходного интервью является обязательной процедурой, в первую очередь, при увольнении ценных кадров. Помимо этого, представители компаний рекомендуют не пренебрегать данной практикой и в случае спорных обстоятельств (57%), а также при большой текучке кадров (56%).
Основная цель большинства рекрутеров при проведении exit-интервью – выяснить истинные причины и обстоятельства увольнения сотрудника (80%), а также узнать его мнение об атмосфере в подразделении и в компании в целом (75%). Кроме того, две трети работодателей считают выходное интервью подходящим способом оставить у уходящего сотрудника позитивные впечатления о компании.
Что примечательно, практически все компании (за исключением лишь 1%) ведут активную работу с результатами exit-интервью. Так, 76% используют полученные данные в качестве основы для разработки или изменения стратегии работы с персоналом; изучают результаты как самостоятельно (48%), так и предоставляют информацию заинтересованным лицам (54%).
Наиболее оптимальным вариантом проведения выходного интервью работодатели считают неформальный разговор с сотрудником (91%), реже – заполнение стандартной письменной анкеты (50%).
Каждый второй работодатель (54%) считает, что exit-интервью лучше всего проводить непосредственно на финальном этапе увольнения. В то же время, 41% представителей компаний полагают, что выходное интервью окажется более полезным, если провести его непосредственно в момент, когда сотрудник только объявил о своем намерении уволиться.
Комментарий эксперта
Елена Емеленко, руководитель консалтингового центра HeadHunter:
«В практике консалтингового центра HeadHunter есть такое наблюдение – не до конца отработанное выходное интервью с уволенными сотрудниками превращается в негативные комментарии в интернете. Обычно все слабые стороны, которые отмечают люди про компанию в интернете (антиджоб сайты, соцсети) совпадают с результатами диагностики причин увольнений на выходном интервью, а также внутренних опросах сотрудников.
Выходное интервью – уникальный инструмент, решающий сразу много задач – от диагностики ситуации в компании (например, при разработке EVP мы учитываем и результаты выходных интервью), возможности повлиять на ситуацию с конкретным сотрудником, приобрести шанс поработать над слабыми сторонами компании, до продвижения HR-бренда компании. Ведь уволенный (или уволившийся) сотрудник, который сохранил благоприятное впечатление о компании, так или иначе будет амбассадором вашего HR-бренда еще какое-то время».