Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Разговор со студентами САФУ о честности и разуме

Религиозный взгляд на человека — взгляд гуманистический и утонченный. Об этом напомнил на встрече со студентами в Северном Арктическом федеральном университете протоиерей Александр Абрамов, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы.

В научной библиотеке вуза отец Александр пообщался с первокурсниками религиоведами и культурологами.

«Дежурно отстаивать религиозные или антирелигиозные интересы — скучно, а там, где скучно, нет никакой правды, никакого разговора, никакого содержания, — отметил московский гость. — Великий Фохт, профессор Женевского университета, естествоиспытатель, которому по правде принадлежит обычно приписываемая Дарвину формула "Человек произошел от обезьяны", размышлял, чем мысль отличается от мочи. Он пришел к выводу, что не отличается ничем, только источником происхождения. Моча идет из почки, а мысль идет из мозга. Такая точка зрения претерпела довольно скучные изменения, не хочется о них говорить, это всё очень банально. Моча идет из почки, мысль идет из мозга, что тут обсуждать? Обсуждать, между тем, есть что. Почему появляется Церковь? С какой стати она вообще высказывает позицию по вопросам, связанным с наукой, со знанием? Американский фантаст Клиффорд Саймак написал роман, который называется "Проект "Ватикан", в романе благочестивые роботы принимают решение создать религиозное государство. Во главе будет стоять суперкомпьютер, он не ошибается, он будет знать добро и зло алгебраически, в его память будут заключены все известные и неизвестные случаи правильных и неправильных выборов. Проект реализуется с ошибками и огрехами и в итоге не пошел, потому что искусственный интеллект оказался не в состоянии включить в себя всё многообразие человеческих отношений. Наверное, стоит подумать об этом многообразии человеческих отношений. Мы правда считаем, что мысль как моча? Может, мы тоньше о себе думаем? Кто главный герой "Мертвых душ"? Чичиков. Во что одет Чичиков? Цвет его наряда брусничный с искрой. Какому современному цвету отвечает? Зеленому. Брусничный с искрой — это цвет брусничного листа. Современникам Гоголя всё было ясно. Чичиков, если перевести его в современную сценографию, был бы в зеленом пиджаке. Почему я привел этот пример? Потому что очень много предрассудковых, неверных, ошибочных идей, которые будто бы ставят точку в вопросе, который только начинает разворачиваться. Мы очень ограничены в понимании того, что происходит, и если вы культурологи всерьез, а не просто косите от армии, то вы должны вбирать в свою оценку максимум точек зрения. Вы не должны вестись на доминирующую точку зрения. А доминирующая точка зрения применительно к тематике религии и науки, религии и биоэтики, религии и искусственного интеллекта сегодня состоит в том, что религии там нечего делать, и попы не должны лезть туда со своими грязными руками. Ничего подобного! Гуманизм, основа человеческого бытия, сочувствие человеку, сострадание к человеку, понимание человека не просто как совокупности почек и мозга — это очень тонкая способность. Если вы эту способность обретаете, то обретаете и способность оценить причины и содержание религиозного послания науке».

Священник пожелал гуманитариям быть честными. Отвечая на один из вопросов студентов, отец Александр сказал, что уважает атеизм, если это продуманная и глубокая позиция: «Если бы я хотел заработать у вас пропагандистские очки, я бы сказал цитатой: "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога". Но я так делать не буду. Атеизм, если это честная позиция, работает на Бога, потому что в атеизме такое количество ошибок и изъянов, что вы невольно от размышлений по поводу позиций атеизма, перейдете к вере в Бога. Если это не происходит — не беда, с моей точки зрения, это некое стадиальное отставание, но всякое бывает. У кого-то волосы не растут, у кого-то хорошо растут, это эпифеноменальные проявления. Всерьез говоря, честный атеизм — это хороший повод верующим людям консолидировать свое размышление. У моего любимого Иосифа Бродского есть замечательные критические строки:

«Входит некто православный, говорит: "Теперь я — главный".

У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.

Дайте мне перекреститься, а не то — в лицо ударю».

Мы очень часто себя не заставляем думать, почему мы верим в Бога, каковы наши аргументы. А чем ты вообще хороший-то? Что ты можешь сказать неверующим? Я знаю много людей неверующих, но они лучше меня, намного лучше, и мне бывает стыдно с ними встречаться, но я стараюсь стать лучше, чем они, это меня внутренне стимулирует. Агностицизм не существует, в этом я абсолютно уверен, это удел девочек ВКонтакте: вероисповедание — агностицизм, личные отношения — всё сложно. Это же смешно! У тебя пол есть? Либо мужской, либо женский, ты же не пишешь, что всё очень сложно. Так же и тут, ты либо веришь, либо не веришь. Не вижу ничего дурного в том, чтобы признаться, что ты не веришь в Бога, лишь бы это было качественным неверием, ибо тогда есть почва для диалога. Вот, некоторые из вас сейчас думают: зачем нам позвали священника, мы это время могли посвятить более приятным делам. Но вы должны признать, что я вам ничего не навязываю, основа нашего разговора — это попытка понять друг друга. Мы все граждане одной страны, мы все мужчины и женщины под Богом, в Писании сказано: "Солнце светит на добрых и злых, и дождь проливает свои струи на тех и других", мы с вами те и другие, давайте учиться уважительному доброму человеческому диалогу».

Столичный гость посоветовал юношам и девушкам читать умные книги, слушать умных людей и смотреть на себя реально, то есть не зазнаваться: «Мне к 50, и я могу позволить себе зазнаваться, потому что я знаю, что если я через пять минут умру, у меня готов отчет по моей жизни, у вас пока отчет по вашей жизни не готов, и слава Богу, но вы должны его наполнять содержанием, и оно может состоять среди прочего в том, чтобы проявлять безотчетное сострадание, не думая, кто и как, где и когда вас за это поблагодарит. Что может делать первокурсник? Может делать себя лучше. Я вспоминаю себя на первом курсе, это был 1990 год, я слушал умных людей и составил список литературы на всю жизнь. Я вижу, что он необъятен, я не успею дочитать, у меня бывают, как принято говорить в вашей цивилизации, панические атаки, то есть, попросту говоря, идиотские выхлесты, связанные со страхами, но я стараюсь читать то, что нужно прочитать. Что считается мерой интеллигентности сейчас? Что читают? Читается нечто маркирующее. Как мы определим, мы солидные люди, мы в одну школу ходим, мы культурные? Достаточно назвать несколько имен, не читая их, естественно: Мураками, Коэльо и прочая билиберда. У меня был один товарищ из Дагестана, он очень плохо говорил по-русски, я спросил, учит ли он русский, а он хотел сразу пройти в интеллигентные люди, минуя промежуточные фазы. "Баха я читаю", — сказал мне он. Читал он "Чайку по имени Ливингстон", прочитал и я, и понял, почему он это читал: потому что легко и просто. А надо читать то, что сложно. Если мы с вами плохо пишем по-русски, мы плохо думаем по-русски, значит, нам нечего сказать, и значит, нам незачем заниматься наукой, мы сможем только статейки пописывать. Я веду некоторых студентов, они пишут работы, но им нечего сказать, им нужно 60 страниц и 50 источников, и они пишут, но это ужасно, потому что сказать всё, что нужно, можно и в пяти страницах. Если вы хотите получить серьезный результат сегодняшней встречи, надо сделать то, что делают в литературном институте, и это очень полезно, чем бы вы ни занимались. Есть Салтыков-Щедрин. Часть из вас не знает, кто это, некоторые думают, что он сатирик, а я вам скажу, что это великий русский трагический писатель. Возьмите "Господа Головлевы", это великое русское трагическое литературное произведение, а потом возьмите десять страниц этого текста и без всяких рассуждений, без всяких эссе в духе "Что я думаю о "Господах Головлевых" (да какая разница, что вы думаете о них!), просто перепишите. Вы станете намного лучше думать, размышлять, писать, у вас повысится грамотность».

Священник обратил внимание аудитории на добродетель сострадания. «Мы любим слово эмпатия, но есть прекрасное русское слово сострадание, — продолжил отец Александр. — Вы сострадаете кому-то кроме кошечек и собачек? Вы сострадаете тем, кто вам не нравится? Быть человеком сострадания означает только одно, и об этом нам твердо и ясно рассказывает Евангелие: не надеясь ни на какую помощь и поддержку, помогать тому, кто никогда тебе не скажет спасибо. Это — настоящая эмпатия. Многие ли из нас способны на такую эмпатию? Если вы думаете, проявить ли эмпатию, или не проявить, то вы сферический конь в вакууме, вы просто глупый человек. Потому что эмпатия проявляется сама по себе, а не тогда, когда вы об этом думаете. Евангелие говорит нам о случае, когда ко Христу подошла проститутка, и Он ее принял. К Нему подошла женщина кровоточивая, больная, у которой всю жизнь текла кровь, она прикоснулась к Его одежде, и Он в огромной толпе сказал, что почувствовал, что кто-то Его коснулся. Он не думал, проявить ли эмпатию, Он дал помощь кровоточивой женщине. Когда вы хотите проявить сострадание, это то немногое, чем вы ценны. Проявляйте сострадание максимально широко, а Господь потом разберется, по отношению к тем ли людям вы его проявили».

Продолжая тему сострадания и отвечая на один из вопросов, протоиерей Александр затронул тему отношения к абортам: «Женщина, подвергшаяся изнасилованию, может ли и должна ли сделать аборт? Изнасилования в основном происходят сейчас не со стороны неизвестных людей. Напились пара ребят: давай! Не хочу! Сейчас захочешь! Девушка беременна, парень в кусты, потом он приходит и говорит: "Мама просила передать тебе пять тысяч на аборт". Смотрите фильм "Москва слезам не верит", там это в подробностях. А девушка этого парня ненавидит. Возможно, она к нему хорошо относилась, думала, что они будут вместе, может даже любила его. Но как быть после изнасилования? Я думаю, что помимо нормативности есть сострадание, и никто не может и не должен осудить человека, принимающего решение в критической ситуации. Давайте усилим эту ситуацию: изнасиловали монахиню, сколько угодно таких случаев, например, где-нибудь в Никарагуа. Она всю жизнь посвятила тому, чтобы быть монашкой. И что ей теперь делать? Ей скажут рожать ребенка? У католиков есть позиция по этому вопросу, они считают, что в таком случае женщина имеет право сделать аборт. В Русской Церкви дискуссия на эту тему только разворачивается, поэтому я высказываю лишь свое частное мнение, свою личную точку зрения. Она состоит в том, что если мы окажемся в состоянии сострадать жертве, а жертва — это изнасилованная женщина, то мы будем в состоянии принять итог выбора жертвы».

Священник поразмышлял о величии и нищете человеческого духа: «Один человек умирал от онкологического заболевания, он сгорел за две недели от рака поджелудочной железы, который очень трудно диагностируем, и у него нет манифестаций. То есть когда пациент начинает чувствовать боль, ему осталось жить не больше месяца, а до этого он ничего подозрительного не чувствовал. Этот человек был умнее, ярче и талантливее меня. Он попросил поисповедовать и причастить его. Я пришел к нему домой, он — тучный Гаргантюа — лежал на маленьком диванчике, он весь усох. Он страшно мучился, потому что при этой разновидности рака очень сильные боли. Мы говорили, и он благодарил Бога, говорил, как хорошо, что он любит свою женщину, вспоминал, что было хорошее в его жизни, какие прекрасные были встречи. Я никогда до этого не встречал человека такой огромной внутренней силы. Друзья мои, запомните, что вопрос упирается не в то, где ваша немощь, а в то, где ваша сила. У меня есть много дурных привычек и плохого вкуса. Например, я люблю Иосифа Кобзона, я в восторге от него. Когда ему было 80 лет, я пошел на его концерт в Кремле. Концерт был запланирован на два отделения, каждое из которых по часу. Было видно, что Иосиф уже умирал, часть песен пел сидя, а во втором отделении он сказал: "Многие из вас хотят подарить мне цветы. Не дарите, потому что это сократит время нашего общения, а у меня не очень много сил. Мы с вами, скорее всего, больше не увидимся, поэтому я буду петь, а вы передавайте записки, пишите, что бы вы хотели услышать, и я спою". И он пел. Пел пять часов вместо запланированных двух. И весь зал его слушал. Это то, что мы называем достоинством. Вы можете плохо относиться к Кобзону, можете смеяться над его песнями, можете считать, что он всё получил от власти. Да, всё получил, вы абсолютно правы. Но у него было то, чего нет у многих из нас, — достоинство. Это великое дело».

(по материалам Архангельской епархии)

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (41)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20