Протоиерей Валерий Суворов совершил заупокойную литию по погибшим участникам Северных конвоев 1941–1945 годов. Богослужение прошло на воинском мемориале острова Ягры после торжественного митинга, посвященного 80-летию прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск.
За литией пел детский хор Воскресенского храма Северодвинска. Участники церемонии также возложили цветы у подножия памятного знака «Мать скорбящая» и у памятного знака «Скорбный камень».
Глава города Игорь Скубенко в своем слове отметил, что жители молодого города корабелов наравне с опытными портовиками Архангельска принимали стратегически важные грузы, доставляемые странами-союзниками.
Напомним, что караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и Голландии, прибыл в столицу Русского Севера 31 августа 1941 года. Он доставил в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», вспомогательное судно «Олдерсдейл» с топливом, а также 10 тысяч тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.
Приход первого союзного конвоя «Дервиш» в Советский Союз послужил прологом к началу беспримерной в истории военной операции продолжительностью более четырех лет. Следующие караваны судов, приходившие в северные порты, получили буквенно-цифровое значение PQ, а отправлявшиеся обратно – QP. После трагической истории каравана PQ-17, наименования сменились на JW, RA.
Союзные конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Поставляемые грузы имели неоспоримую ценность, в ходе действий по защите конвоев гитлеровским ВМФ и ВВС наносился значительный урон, однако не менее важной была их роль в достижении стратегического перелома всей Второй мировой войны на море. Огромное значение имела и моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.
Успех морских операций давался дорогой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июле 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 прибыли в порты назначения.
В 1941-1944 годах в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов. Всего по программе ленд-лиза только союзные конвои доставили в СССР свыше двух миллионов тонн крайне важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тысяч танков, 7 тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море.
(по материалам Архангельской епархии)