В ходе обсуждения ситуации в сфере отечественного образования на базе Челябинского государственного университета была рассмотрена проблема субъективности в проведении аккредитации, из-за которой вузы могут лишаться лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. В результате в проигрыше оказываются студенты, которые не могут закончить обучение и вынуждены решать проблемы с переводом в другие учебные заведения.
Проверка образовательных программ проводится на формальное соответствие требованиям Федеральной государственной образовательной программе (ФГОС). Среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания и, по сути, работают сами на себя. Тем не менее, вузы вынуждены тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы соответствовать им и иметь возможность продолжать работать.
– В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Например, на титульном листе программы указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС. На смену периодической аккредитации должен прийти аккредитационный мониторинг, что станет возможным при введении бессрочной аккредитации, – заявила в Челябинске сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.
Вопрос актуален для всех вузов страны. Процедура проводится один раз в шесть лет. К примеру, Северный Федеральный Арктический университет прошёл аккредитацию в 2020 году, но в такой форме, по всей видимости, аккредитация проводилась уже в последний раз. По мнению педагогического сообщества, нужно разработать адекватные аккредитационные показатели, чтобы ситуация не повторялась.
Но с излишней бюрократизацией сталкиваются не только в высших учебных заведениях. В Челябинске обсудили новую редакцию требований к сайтам образовательных учреждений. К примеру, от школ требовалось размещать данные о местах образовательной деятельности, которые не включаются в лицензию. Таким образом надзорный орган принудил школы и вузы собрать и опубликовать огромный объем данных, поскольку в эту категорию попадала, например, и университетская практика для студентов. А подготовленный Минобрнауки проект постановления Правительства о Правилах размещения информации на сайте образовательной организации, в частности, предполагал публикацию данных о кадастровых номерах зданий, сведения о каждой преподаваемой сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовки. Это огромная нагрузка на администрации школ. К тому же подобные сведения не представляют никакого интереса для абсолютного большинства посетителей школьных сайтов.
– Много просто избыточной информации: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Всем этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований, – заявила Елена Шмелёва.
В Архангельской области в настоящее время разработана Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. В Стратегии отдельный раздел посвящён вопросам цифровизации в сфере образования и науки. Кроме всего прочего в регионе планируется унифицировать сайты общеобразовательных учреждений: упростить работу для школьного персонала, сделать сайты единообразными, систематизировать размещаемую информацию для удобства учеников и родителей. Эти работы начнутся в самом ближайшем будущем, прокомментировали ситуацию в областном министерстве образования Архангельской области.