Рособрнадзор решил ужесточить требования к аккредитации вузов. Об этом в четверг во время круглого стола «Система образования - переход количества в качество» заявила глава ведомства Любовь Глебова. По ее словам, ужесточение процедуры аккредитации высших учебных заведений не является чем-то новым. «Это часть процесса модернизации образования, который происходит непрерывно», - пояснила она. Глебова подчеркнула, что сокращение числа вузов не входит в задачу Рособрнадзора.
Но, по мнению экспертов, количество высших учебных заведений в стране все же уменьшится.
«Сегодня система высшего профессионального образования работает не в интенсивном режиме, а в экстенсивном - то есть берет не качеством, а числом, - считает ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. - Дипломированных специалистов много, а квалифицированных специалистов мало. Поэтому нужно что-то менять».
К тому же, по словам ректора, в условиях демографической ямы количество бюджетных мест в вузах скоро превысит количество учеников.
Сейчас по отношению к вузам всего существует два типа требований: лицензионные и аккредитационные. Лицензионные требования предъявляются как по отношению к самому учебному заведению, так и по отношению к программам, которые он использует. Исходя из лицензионных требований, экспертная комиссия разрешает или запрещает функционировать вузу, одобряет или отзывает конкретную программу преподавания. Аккредитационные требования, в свою очередь, определяют, соответствует вуз своему статусу или нет.
Процедура аккредитации вуза является добровольной и осуществляется раз в пять лет.
Она необходима в том случае, если вуз хочет выдавать своим студентам дипломы государственного образца. Например, в Москве аккредитацию имеют далеко не все вузы, и при поступлении абитуриенты должны это учитывать. В соответствии с законом, администрация учебного заведения должна ознакомить поступающих со всеми документами.
Часть новых требований к аккредитации уже выработана. Так, первой обязательной стадией процедуры станет самообследование вуза. Раньше оно происходило только по желанию представителей самого учебного заведения. Проверяя сам себя, вуз будет проходить по множеству критериев: состояние материально-технической базы, качество профессорско-преподавательского состава, научно-методическая обеспеченность учебного заведения, сведения о карьерном росте выпускников и их востребованности на рынке труда. К этим данным вуз может приложить по собственному желанию и другие материалы, фиксирующие его достижения, пояснила Глебова «Газете.Ru».
В качестве другого важного критерия выступит оценка работодателем степени подготовленности выпускника к работе
Останется в силе и тестирование студентов. Все эти данные будут рассматриваться экспертными комиссиями, которые и будут выносить решение об аккредитации. Как сказала Глебова, новые документы были подписаны в июле, и до нового года положение должны рассмотреть на аккредитационной коллегии: «Надеемся, что Минобрнауки примет наше предложение».
Дополнительные требования к процессу аккредитации институтов и академий находятся в процессе обсуждения.
«Мы предлагаем вузовскому сообществу предложить свои условия», - говорит Глебова. С ней согласен Адамский: «Отсечь вузы-наперсточники можно, исходя из того, что есть сейчас, но чтобы соответствовать экспертным требованиям, нужно разработать экспертную модель». Одновременно Рособрнадзор надеется на поддержку в выработке новых критериев и со стороны делового сообщества. По мнению генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича, с этой точки зрения учитывать в первую очередь нужно «конкурентоспособность» учебного заведения.
Студентам, вуз которых по новым правилам будет признан «ненастоящим», Глебова посоветовала пенять на себя.
«Сами знали, куда шли, еще при поступлении. Можно перевестись в аккредитованный институт, проучиться там год и получить диплом государственного образца», - сказала глава Рособрнадзора.