Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

История чудесной пуговицы от архангельского моряка

О войне мне, маленькой девочке, дедушка — Иванов Иосиф Васильевич практически не рассказывал. От бабушки я знала, что он был моряком. Она еще, помню, шутила, что в юности моряков не любила, а «за моряка замуж-то и вышла».

Это уже потом, через много лет я буду держать в руках тетрадь с автобиографией дедушки. Узнаю о его служебном пути, его послевоенных годах.

Строчки будут сухи — только факты, практически никаких эмоций. Дедушка позаботился, чтобы хотя бы эти данные были живы. Очень мудро поступил. Все мы видим, что сейчас делают с нашей историей, как некоторые пытаются ее перевернуть.

А тогда, в детстве, я, крутясь возле деда в огороде, после войны он выучился на учителя биологии, и знал толк в выращивании растений, все просила его, расскажи про корабли. Он уклонялся от ответа. Но однажды рассказал про пуговицу.

— Я стоял на палубе. Стреляли. Ночь. Уйти и укрыться не мог. Я был сигнальщиком. И тут, чувствую в грудь, что-то ударило. Затем, что-то звякнуло. Смотрю, а металлическая пуговица на моем бушлате развалилась, рассыпалась. Поглядел на палубу. А там пуля лежит. Отскочила, значит. Пуговица спасла меня.

Этот рассказ дедушка произнес так буднично и сухо, и, вероятно, это было именно то, что я в тот момент могла усвоить, но даже в этих строках я почувствовала, как он волнуется внутри. Прошло много лет. А он все еще не готов был говорить и рассказывать.

Вероятно, поэтому он оставил нам, своим потомкам рукописные тетради со своей автобиографией. В одном из отрывков он описал случай первого на Северном флоте тарана немецкой подводной лодки и эпизод крупного авианалёта на их корабль.

«Во время службы на СКР-25 таранили вражескую подводную лодку, замеченную по проблеску огня при открывании двери на подводной лодке. После тарана это место из миномета забросали бомбами. За эту операцию командир корабля капитан — лейтенант Киреев был награжден орденом красного знамени.

В одном из дозоров по охране водных пространств входа в горло Белого моря налетели на наш корабль шесть юнкерсов 88, которые сбросили 36 бомб. Это был настоящий бой и длился он до полного расходования боезапасов с обеих сторон. …Последняя бомба упала за один метр от правого борта и пошла под корабль, а взорвалась с левого… Столб воды обрушился на корабль. Судно погрузилось в воду. Весь личный состав, кроме нижней палубы плавал на воде. Часть воды через трубу попало в котельную. Вскоре корабль стал подниматься. Когда шлюпка показалась из воды, командир скомандовал: «Шлюпку на воду!». И с помощью её собрал всех плавающих моряков».

Через много лет эти же эпизоды в своей книге «Осиное гнездо» времен холодной войны» примерно такими же словами опишет историк Владимир Данилевич.

В октябре 1946 года деда демобилизовали из войск. Он имел множество медалей. Среди них: «За Победу над Германией», «За Победу Северного Заполярья».

После войны он женился и поступил в Архангельский учительский институт, а затем в Архангельский педагогический университет имени Михаила Ломоносова на учителя биологии средней школы.

До 63 лет работал учителем биологии в Олемской средней школе Лешуконского района. В деревне до сих пор помнят его. Он и его ученики озеленяли улицы – высаживали деревья. Деревья в деревне растут до сих пор...

3 апреля 1994 года дедушки не стало.

Но есть мы и наша память...

Так, война для меня началась с образа пуговицы, спасшей жизнь. Каждый из нас — как пуговица, которая может спасти самое ценное. Жизнь для будущего.

Ольга Вишневская

***

Сторожевой корабль СКР‑25 «БРИЗ» до Великой Отечественной войны был рыболовным траулером «Северный полюс» РТ‑64 Мурманского тралового флота. Судно построено в 1932-м в Ленинграде, имело стальной корпус. Водоизмещение корабля — 1107 т, полезный груз — 420 т, длина — 53,4 м, ширина — 9 м, осадка — 4,27 м; мощность машины — 650 л. с. Экипаж судна — 41 человек. При несении дозора на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос 25 ноября 1941 «Бриз» обнаружил и атаковал немецкую субмарину U‑578. Таранив погружающуюся лодку противника, нанес ей тяжелые повреждения. В 1942 году судно сопровождало северные конвои, в том же году сторожевой корабль «Бриз» был тяжело поврежден авиацией, вступил в строй после ремонта 25 декабря 1944 года. После войны судно возвращено Мурманскому траловому флоту.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июль 2021 (348)
Июнь 2021 (341)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)
Март 2021 (318)
Февраль 2021 (273)



Деньги


все материалы
«    Июль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20