Говорят, что опьянение - это праздник, взятый в кредит у завтрашнего дня. Верно подмечено: иногда наутро «после вчерашнего» жалеешь не только, что перепил, а что вообще родился!
Много придумано средств и способов для лечения похмелья, но все они — полумеры На Кавказе есть только одно действенное средство — ХАШ! Съеденная ранним утром порция с правильно рассчитанной дозой водки мгновенно «оттягивает», избавляя от жестоких похмельных мук.
Сразу скажу – этот текст написан безымянным армянином. Но готов подписаться под каждым словом…
Многие страны теперь пытаются приписать себе авторство хаша, но против науки не попрёшь: доподлинно известно, что он – достояние именно моего народа! Об этом красноречиво говорит даже само его название: «В армянском языке название блюда происходит от խաշել [хашел] — варить[12]. Из армянского языка в дальнейшем слово перешло в турецкий[13] и грузинский[12]. В армянской литературе бульон упоминается в форме хашоу или хашой с XI века (впервые у Григора Магистроса), современная форма хаш известна с XVII века (в «Эфимерте»)[12]. (ВИКИПЕДИЯ).
Тысячелетиями почитаемый в Закавказье, да и вообще на всём Среднем Востоке, в России хаш стал популярен относительно недавно: после того, как распался Союз, сюда хлынул поток мигрантов из южных республик и они начали проповедовать некоторые главы своего устава в чужом монастыре. Часть их аборигенами была встречена в штыки, а вот хаш сразу прижился и быстро обрёл популярность: русский народ, не в упрёк ему будет сказано, испокону славится своей дружбой с водкой, а она, родимая - родная сестра хаша: его не возможно есть без неё, так, как только водке под силу расщеплять тяжёлые молекулы жира и очищать рецепторы на стенках желудка, возбуждая этим аппетит, ибо мало кто довольствуется всего одной тарелкой, я знавал и таких, кто поедал по 3-4, а один даже - целых 7!
Хаш – самое любимое моё блюдо, и готовлю я его отменно, хоть процесс этот довольно муторный. Но называть хаш просто «блюдом» - кощунство, ибо его не жрут в одно лицо, хаш – это целый ритуал!
Ты заранее покупаешь ножки и требуху. Ножки часто продают уже очищенными, прямо белоснежными, но их лучше не брать, они «эпилировались» какой-то химией. Надо брать натуральные, самому их опалить, рубец тоже почистить и на сутки положить под проточную холодную воду. На следующий день достать, снова, уже более тщательно их почистить, ножки распилить и вымачивать дальше, до тех пор, пока вся кровь не растворится в воде и ножки не станут белыми, а рубец не избавится от характерного неприятного запаха. На это уйдёт ещё день-два. Вечером почистить их уже окончательно, очень внимательно, чтоб, не приведи Господь, в хаше оказался хоть 1 волосок, а то позора не оберёшься,и приступить уже к варке, причём варить ножки и требуху раздельно. Воду, в которой варится рубец, надо часто менять, чтоб запах вообще не осталось.
Гостей можно пригласить уже с вечера, пока хаш варится поиграть в карты, нарды, просто пообщаться и немного выпить: это будет лёгкой разминкой перед основной, утренней трапезой, которая продолжится до следующего вечера, ибо после хаша последуют кюфта, шашлык и много ещё чего… А уж сколько водки будет выпито — страшно представить!
Азбучные истины о том, что хаш полагается есть рано утром и только в те месяцы, в названиях которых присутствует буква «Р», известны, наверно, всем. Но как быть, если хочется его летом? Варить заранее, кастрюлю в багажник машины – и в горы! Ранним утром там и в июле температура такая, что пар изо рта валит. Самое то для завтрака хашем и приведения мыслей в порядок.
Но есть на свете существа, обделённые благоговением перед хашем, более того: способные над ним надругаться, кто по злобе, а кто просто по недомыслию. Первых считаю просто извергами и негодяями, ну, а вторых, пусть не очень охотно, но прощаю. Расскажу вам две истории на эту тему.
В 1978-м году начальником спортивно – оздоровительного лагеря Ереванского Университета был назначен один из сотрудников кафедры физвоспитания, редкого ума идиот, он своим бездарным «правлением» довёл дело до того, что мы, студенты, были вынуждены даже голодовку объявить против его идиотского режима. А на последний день, уже после отъезда студентов, планировался в лагере хаш для преподавателей, ибо в Дилижане летом тоже довольно прохладно.
Ранним утром, идя к бассейну, в котором каждое утро плавал вместо обычного умывания, узрел начальника, направлявшегося на кухню на предмет проверки готовности хаша. Он пригласил меня с собой, вошли, повар на рушнике поднёс ему ложку, тот попробовал, глянул на повара удивлённо и растерянно проговорил: «Послушай, он сладкий». «Не может быть такого!» - запротестовал тот. Начальник попробовал ещё ложку, побагровел, запустил в повара ложкой и заорал: «Клянусь могилой матери, хаш сладкий!!!». Повар ловко увернулся, продолжая упираться, и предложил попробовать мне. Я пригубил. Это был не хаш, а какой – то сироп, не просто сладкий, а приторный, как патока! Как потом его ни солили, перчили, сколько чеснока ни добавляли, есть его было противно, и всю огромную кастрюлю пришлось вылить в реку. А позже я узнал, что два студента - садиста, желая напоследок «насолить» начальнику, «подсластили» хаш: ночью пробрались на кухню и высыпали в кастрюлю полмешка сахарного песка…
Скажу честно: я бы за такое линчевал!!!
А другой случай просто курьёзный: молодой ереванец как-то зимой оказался в Пятигорске, увидев свободно лежащие на прилавке говяжьи ноги по 24 копейки за кг просто офонарел: в Армении это был жуткий дефицит и комплект из 4-х ножек и рубца стоил от 20и полновесных советских рублей! Не в силах устоять перед такой грандиозной халявой, он купил их, привёз на квартиру, где снимал комнату у пожилой бабульки, вымочил, тщательно почистил и поставил вечером вариться. А до этого позвонил домой и пригласил на трапезу друзей. От Еревана до Пятигорска «всего» каких – то 700 км, полная ерунда, истинный любитель хаша ради него может и на другой континент рвануть! Друзья обрадовались, затарились недостающими продуктами, ибо без тонкого, сухого армянского лаваша хаш – не хаш, вечером погрузились в машину и погнали через Кавказский хребет, планируя на рассвете быть на месте. Сам же повар, утомлённый готовкой, почувствовав неодолимую тягу ко сну, попросил саму хозяйку присматривать за хашем и добавлять в кастрюлю кипяток по мере выкипания. Войдя на кухню, та была поражена: «Господи, что случилось– то? Как же он гулеванил, какие коньяки пил, каких девок красивых приводил… Видать, поиздержался соколик, все денежки промотал, раз такое убогое варево есть намылился. Дай – ка я ему помогу», решила сердобольная бабулька и нашинковала в бульон капусты, моркови, свеклы, добавила пасты томатной, а после приправила свой борщ петрушкой и пошла спать донельзя довольная собой: теперь постояльцу будет что жрать целую неделю!
Можете хоть на миг представить лица гостей и пригласившего их, когда они обнаружили это?
Но голод – не тётка, нацедили они в тарелки бульон, накрошили лаваша и стали есть, перманентно отбирая топор у оскорблённого в лучших чувствах новоявленного армянского Раскольникова, после каждой новой рюмки порывающегося ворваться в спальню и зарубить добрую бабулю…
Так что не теряйте время и бегом на рынок за ингредиентами, которые стоит обнюхать и общупать руками, а не покупать «кота в целлофане», как бы красиво не назывался супермаркет. И помните, в январе буква «Р» присутствуетт!