Вместо того чтобы критиковать Церковь, светскому миру для начала познакомиться с ее учением. Такое мнение озвучил протоиерей Евгений Соколов на прошедшей в Архангельске миссионерской коллегии.
«Светским людям было бы правильнее изучать веру, в которой большинство из них были крещены, а не отворачиваться от Православия, критиковать пусть и реальные его проблемы, погрязать в негативе и злобе», — сказал глава миссионерского отдела Архангельской епархии.
Апология Православия в современных условиях, когда повсюду слышны нападки на Церковь, предполагает призывы к здравомыслию: «Как любой живой организм, Церковь может болеть. Часто светские люди ставят на вид, что у нас недостойные батюшки, ведущие неправильный образ жизни. Но простите! В любой области жизни мы видим подобное, скажем, нерадивых ректоров, иногда даже откровенно порочных, или недостойных директоров школ. Но это не значит, что образование от этого становится хуже. Если болит зуб — идем к стоматологу, даже если он пьяница и развратник. Недостатки конкретных личностей не должны определять сущность того или иного явления или учения. Если плохи учителя, врачи или священники, это не значит, что дурны образование, медицина или религия. И не стоит забывать, что наши предки не так давно уничтожили десятки тысяч лучших пастырей, оборвав все корни традиции. Нет опытных высоких духовников, молодые батюшки зачастую попадают под пресс самообразования, житейских проблем, запутанных и сложных ситуаций. Отсюда все перекосы и недостатки нашей церковной жизни».
Главный миссионер Архангельской епархии отметил, что миссионерство в России должно исправлять положение, о котором еще XIX веке сказал писатель Николай Лесков: «Русь была крещена, но не просвещена».
Отец Евгений напомнил, что, предлагая изучение в светской школе Основ Православной культуры, Церковь поступает в соответствии с самой простой логикой: «Можно прийти в среднестатистический класс и попросить поднять руки ребят, кто крещен. Обычно это около 80-90% от численности класса. Противиться ОПК — означает оспаривать право молодых людей знать и изучать основы своей религиозной культуры. Мы не навязываем этому миру себя, а раскрываем крещеным людям историю их веры! Невозможно воспринимать русскую историю и литературу, не зная православного учения, ибо они привязаны к Церкви. Русская литература насквозь духовная, она основана на религиозной традиции, к которой принадлежали наши великие писатели. История государства Российского неотделима от истории Церкви».
Отец Евгений отметил, что каждый человек имеет право на выбор религии, однако, если мы верим, что Бог один и Он создал мир по духовным и материальным законам, тогда выбор духовных догматов и канонов становится очень важным.
«Сказать, что неважно, как именно верить в Бога, все равно, что заявить, что дважды два — либо четыре, либо восемь, либо десять. Свободу вероисповедания никто не ограничивает, но нужно помнить ответственность: те духовные правила и законы, которые человек выбирает для развития и преображения души, могут быть либо ложными, либо истинными. Следование ложным законам уродует душу. Поэтому надо понять, насколько важно правильно верить», — сказал отец Евгений.
Священник провел параллель: «Человечество всегда размышляло над тем, какие формы власти лучше. Есть, например, коммунистические или фашистские режимы, которые показали свою бесперспективность и разрушительность, они привели страны к тупику. Если форма власти для нас важна, то форма догматов, которые мы выбираем для преображения души, еще важнее, ведь речь идет о Вечности».