Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Маленькая Вера по-американски. Рецензия на фильм «Тони против всех» Крэга Гиллеспи

Ещё один американский фильм, достойный нашего обсуждения. Как раз в тот самый месячник, когда Россия сходит с ума по футболу… что-то в этом есть символическое.

Каюсь, не смотрел наш «Лёд». Но из отрывков, которые пол зимы крутили в телевизоре, можно сделать вывод, что фильм о преодолении. Преодолении боли и злого рока, что шествуют рука об руку со спортом, неважно, профессиональным или любительским. Там в раздевалках и тренерских столько, пардон, дерьма, не меньше, чем за кулисами Большого театра. На съёмках «Такой жёсткой игры – хоккей» нам чуть приоткрыли театральный задник – как специально ломают друзей по команде и сборной на тренировке, лишь бы занять их место в первой тройки.

Но это рассказали съёмочной группе и только – зритель на экране увидел лишь настоящую спортивную дружбу и взаимопомощь.

Фильм о жизни американской фигуристки Тони мне почему-то напомнил нашу перестроечную «Маленькую Веру» Василия Пичула. Первую чернуху made in the USSR. Первую советскую эротику, когда примерно половина советских гражданок открыла для себя, что секс – это не только когда ты под кем-то лежишь, но и на ком-то скачешь.

Это лишь то, что на поверхности. А поглубже… зрителю показали жизнь советских люмпенов. Где мужья надираются, а жёны всё равно готовят им закуску, потому что лучше так, чем на голодный желудок. Где детей рожают не по любви, а ради лишних квадратных метров в блочном убожестве (зато бесплатном). Где чтение заканчивается на школьной программе по литературе. Откуда бегут при первой же возможности… а такая появляется у единиц. Где бабник-студент из вонючей общаги – прекрасный принц на белом коне, возможно, единственное белое пятно в беспросветной жизни маленькой маргиналки Веры.

- Как вам не стыдно такое показывать?! – возмущались зрители, не привыкшие к правде жизни на экране.

- А вам разве не стыдно так жить? – оппонировали зрители поумнее.

Режиссёр Пичул просто рассказал о жизни в родном Жданове (Мариуполе), которую видел с детства. И сам же её приукрасил – его Вера хочет изменить свою жизнь, быть непохожей на собственных родителей. Но, кроме молодого завлекательного тела, у неё нет других инструментов. Жанр – социальная драма… хотя не помню, что тогда писали на афишах.

У её американской товарки Тони есть. Один, но какой – тройной аксель! Прыжок, с которым запросто выигрываются олимпийские игры. Такой талант, да ребёнку из интеллигентной семьи. Но…

Когда заокеанские кинематографисты собираются показать маргинальную среду Америки, они, как правило, снимают жизнь цветных районов. Да и то, всегда находят внешнее оправдание такому скотскому образу жизни – наркотики, алкоголь, хроническая безработица, тюремные университеты. Австралиец Гиллеспи набрался смелости (или наглости) показать нижний слой американского общества без излишеств. Курят не вынимая, но не дурь. Часто прикладываются к фляжке, но не в дрова. Ругаются через слово и при детях, но они других оборотов речи просто не знают. Работают по 12 часов, но явно не менеджерами. Живут в отдельном доме, но с внешним видом лачуги. Ездят на машинах, какие приличной семье стыдно на заднем дворе держать. И так из поколения в поколение… семья той самой маленькой Веры, только американская версия.

И вот в такой семье рождается ребёнок с задатками. Маргинальной маме хватает ума понять, что с этим делать, и отвести девочку к тренеру. И оставить за собой воспитание характера будущей чемпионки… через ругань, унижения и побои. Вплоть до метания ножа… не в жених, как в советском варианте, в саму заглавную героиню. Это у них называется чёрной комедией… американцы, что возьмёшь…  

Похоже, прообраз этой Тони (которая волшебством кинематографа из маленькой сразу превращается в здоровую кобылу) я видел в детстве. В доме моей бабушки жила семья маргинальных дворников. Маргинальных чисто по-советски – сильно пьющих. Живущих без телевизора, отсюда куча детей мал-мала меньше. Некоторые с отклонениями… помню крохотного глухонемого мальчика с грустными глазами, часами стоявшего у киоска «Мороженое». Когда сердобольные граждане спрашивали «какое тебе купить, малыш?», он деликатно показывал на самое дешёвое за 7 коп.

К 70-ым из этой семьи стала выделяться одна девочка. Сначала видел её с фигурными коньками через плечо. Потом сменила обноски старших сестёр на пыжиковую шапку и дублёнку – тогдашнюю форму зимних олимпийцев. Потом её показали по телевизору – стояла с молодым человеком на третьей ступени пьедестала. Потом пропала со двора. Больше по телевизору не мелькала, но, надеюсь, устроила, хотя бы, свою судьбу.

Она-то смогла. Вот Тони не повезло. В новую жизнь она тащит весь свой генетический груз. Грубость матери, равнодушие отца, желание прибиться к первому, кто поманит бедняжку – брюшко почешет, косточку в пасть даст (не подумайте дурного). То, что с мужем их отношения колеблются между мордобоем и беспощадным сексом, это лишь модель, знакомая юной фигуристки с детства, другого она просто не представляет. Характер мужа так сыгран, что можно представить – с другой он был бы другим… а с этой зачем?

 Да и не хочет фигуристка о другой жизни знать, примитивный тип людей незнакомое чаще пугает, чем приманивает. С одной стороны, та самая пресловутая американская мечта, когда ничто становится чем-то без всяких революций, просто по прихоти природы. С другой, известная поговорка про деревню, которую никак не вытрясти из девушки, посели её хоть на Тверской. Но Тони и не хочет на Тверскую… пардон, на Пятую авеню, она хочет привезти олимпийское золото в свою лачугу с отбитым сайдингом. И даже, если поменяет халупу по-американски на хоромы, всё в них будет по-старому. Ибо такова правда жизни.

Для меня этот фильм, прежде всего, об отношениях… 138-й вариант «Красотки», которая после первой ночи с приличным парнем становится выпускницей Гарварда, смотреть поднадоело. Совершенно роскошные камбэки в воспоминаниях героев: все помнят только то, что они хотят – старенькая мама вспоминает, что ударила дочь один-единственный раз расчёской за нежелание причёсываться, а у той целая гроздь обид и боли. С вами подобных казусов не случалось? Тогда вы действительно из интеллигентной семьи.

Весь просмотр не отпускала мысль, что героиня никогда не смогла бы выступать в парном катании. Неподъёмная она. И по физическим данным, и по душевным… разве что братья Запашные захотят что-то покруче, чем тигры-львы.

Нет, «Тони против всех» - это ни разу не спортивный фильм, здесь болеть за кого-то просто не успеваешь. Сопереживать… и то вряд ли, ведь заглавная героиня заслуживает того, что с ней произошло, другого пути у неё просто не было. Сними такой же фильм о чернокожей… баскетболистке, и гарантированно получишь обвинения в расизме. А про белых – какие претензии, бросить в лицо судье «жидовка» могла только очень испорченная девочка. «Чему нас учит семья и школа?» (Владимир Высоцкий). Каждого – своему.

И подлинная история подлинной Тони, чья карьера закончилась из-за её глупости и глупости ближнего окружения, отходит у меня на второй план, хотя в 90-х над ней охала-вздыхала вся Америка. Опять тот же хитрый приём, что и в «Трёх билбордах…» - всё, что на экране, происходило тогда, когда в стране, помешанной последние годы на здоровье нации, ещё пили-курили-матерились. Иначе бы на большой экран хрен выпустили.

Ну, так о чём фильм? Об очень разной Америке. И об очень разных нас… от которых иногда шарахаться хочется.

Леонид Черток     


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20