Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Бойся, Тулеев, Милдред Хейс. Рецензия на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДона

Я очень редко пишу рецензии на иностранные фильмы. Только в особых случаях. «Три билборда…» как раз такой…

Начнём с того, что кинокритики, да и киноманы всего мира удивляются, почему главного «Оскара» дали довольно банальной «Форме воды», пусть и титулованного Гильермо дель Торо. Современное прочтение «Человека-амфибия»… в этой популярной с нового года киношутке что-то есть.

Знатоки американской масс-культуры настаивают – фильм МакДона стал жертвой моды на толерантность, в нём негры и педерасты называются своими именами, без всяких экивоков. Создатели ленты маскировались как могли, перенеся сюжет во времена, пусть и не столь отдалённые, но узнаваемые. Шприц в кабинете стоматолога, как из фильмов ужасов Хичкока, бормашина, как из нашего «Тридцать три», доллары, которые с неохотой принимались обменниками ещё в начале 90-х. В остальном, жизнь как жизнь, Полуднёвая Америка и сейчас так живёт.

Впрочем, код есть и в географии событий. Штат Миссури ещё во времена Гражданской войны в США, которая, как мы помним, шла за отмену рабства, разделился практически надвое – половина его жителей воевала на стороне Конфедерации, половина – за Союз южан. То есть, не рабовладельческий юг, но и не демократический север, Куклус клана нет, но закрыть цветного по малейшему подозрению, насмехаться над тупостью мексиканцев – это запросто. Ну очень средняя Америка, без перекосов.

А теперь я открою вам истину, которая лежит на поверхности. Если бы «Оскар» в этом году случился на месяц позже, быть «Трём билбордам…» лучшим фильмом года. В нём столько параллелей с трагическими событиями в Кемерово… никакому Звягинцеву не снилось!

И не я это первым подметил. Уже неделю по интернету ходит коллаж американской дороги, по бокам которой стоят красные билборды, вопрошающие: «Президент, когда уволишь губернатора Тулеева?», «Когда найдут и накажут виновных в кемеровском пожаре?». Почти тоже самое спрашивала некая Милдред Хейс у шефа полиция городка Эббинг.

История там случилась тошнотворная. Какие-то мрази изнасиловали, а потом сожгли (чувствуете, опять огонь!) дочь хозяйки местного сувенирного магазинчика. Все ей очень сочувствуют, полиция вроде бы взялась за розыск, но не имеет ни улик, ни подозреваемых. И ей (полиции) тоже сочувствуют. Но матери, простой американке, прямолинейной как шлагбаум на железнодорожном переезде, на это наплевать. Она находит способ, как затравить шефа Уилби. Почему именно его? «Потому что он главный и должен за всё отвечать» - вот философия простого человека. И у нас ещё кто-то спрашивает, причём здесь Тулеев…

Вроде бы схема ясна – плохие копы и герой-одиночка в юбке… пардон, в комбезе им противостоит. Но у МакДона всё сложнее, у него нет отрицательных персонажей (из центральных), просто все со своими слабостями.

Сама Милфред кажется несгибаемой… ага, фиг два, её в прошлом избивал муж, не богатырь, довольно субтильный тип, а потом сбежал к молодой (и я его таки понимаю). Причём она его до сих пор боится, какой там шлагбаум. Но в главном героиня идёт напролом к поставленной цели – врывается в полицейский участок и поносит всех копов сразу, потом сжигает его на хрен «коктейлями Молотова» (на что намекают?!). Истина не нова – любой человек не так прост, как может показаться с первого взгляда (кадра), но эту истину не грех и повторить.

В своё время (начало 90-х) меня потряс фильм Джоэля Шумахера «С меня хватит!», явно недооценённый ни нашими кинокритиками, ни прокатом (тогда видео-). Про неудачника Уильяма, которого в один момент всё достало, и он идёт на день рождение к собственной дочери, к которой его не пускают, круша и убивая всё, что встретится на пути. У нас его расценили, как историю очередного американского психопата, плюс проблема, связанная с свободной продажей оружия. Я же смотрел фильм про человека, убеждённого в своих правах, в своей правоте… пусть и со слегка съехавшей крышей. У нас и тогда с правами были проблемы, и сейчас не очень. Эх, думал, боялись бы наши чиновники появления таких Уильямов… может, построили бы нормальный капитализм, а не его российскую суверенную версию.

Сразу говорю, я знаю, что в Америке берут в руки бейсбольную биту не только для восстановления социальной справедливости, но и для банального разбоя. Так про последний там тоже немало фильмов снимается.

В привычной схеме общество становится на сторону героя-одиночки. В нашем случае конструкция ломается – общество сочувствует шефу Уилби, который во-вот умрёт от рака. Человеку слабому, который, тем не менее, находит в себе силы и уйти достойно, и помочь своей главной поносительнице хотя бы деньгами. Да жизнь сложна даже в самой что ни на есть одноэтажной Америке. Часто ли вы видели фильмы про любовь к женщине, напившейся и проблевавшейся на последнем свидании? Что, впервые такое? А ведь в этом несовершенном мире чего только не случается.

В начале есть заявка на отрицательного персонажа, одного из полицейских, гомофоба и расиста с явно неоконченным начальным образованием. Этакий белый тупой ублюдок, какой должен быть в любом американском участке (по версии кинематографистов всего мира), выбрасывающий из окна мальчишку-рекламщика… просто потому, что он ему не нравится. А копни глубже… всё от недостатка образования, воспитания, деспотичной мамаши и т.д. На самом деле, этот конченный в определённой ситуации способен чуть ли не на подвиг самопожертвования. Вам от такого описания персонажа хочется смеяться или зло материться? Вот и фильм состоит из подобных противоречий – от современного вестерна к детективному триллеру, а дальше крутой разворот к ранним фантасмагориям Квентина Тарантино.

Да, есть заимствования из уже снятого. Но приятные. Например, приход нового чёрного шефа в белый полицейский участок напомнил мне «В душной южной ночи» с Сиднеем Пуатье в главной роли. Вот только тот темнокожий специалист по раскрытию убийств не позволял называть своих коллег снежками, а те в ответ не цедили ему в спину «у-у, расист». Смешно? А я вам что говорю!

Но знаете, на что особо должны обратить внимание российские зрители? В этой показанной нам Америке её граждане совсем не боятся ни полиции, ни власти вообще. Особенно ощущая свою правоту. И если тебя даже сбросили со второго этажа прямо мордой об асфальт, тот гнусный коп в итоге обязательно окажется с тобой в одной больничной палате ещё в худшем состоянии. А вот отыграться ли на нём, беспомощном, дело твой совести. В любом случае, соседи по городку тебя поймут. Завидую белой завистью, кемеровчане, уверен, тоже.

Со спокойной совестью отношу это и к чиновникам, не только к полицейским.

Смотреть «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» однозначно. Особенно внимательно тулеевым… у них оправданий гораздо меньше.

Леонид Черток  


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы
Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Август 2018 (146)
Июль 2018 (235)
Июнь 2018 (273)
Май 2018 (244)
Апрель 2018 (258)
Март 2018 (243)





Деньги


все материалы
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы
Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Яндекс.Метрика
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20