Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Когда Мединский психует. Рецензия на фильм «Танки» Кима Дружинина

В армии я служил в инженерно-сапёрных войсках. Но в танковой Кантемировской дивизии. Мой отец закончил войну командиром роты автоматчиков. Главная их ипостась – танковый десант.

Это я к тому, что к танкам наша семья имеет некое личное отношение. Потому и спрос будет строгий.

В 60-е годы в Советском Союзе вышел фильм «Крепкий орешек» (не путать с американским «Die hard»). Эксцентрическая комедия на военную тему с Виталием Соломиным и Надеждой Румянцевой в главных ролях. Зрительский успех был оглушительный (сам, восьмилетний, ходил раза три), но недолгий – сняли с проката после парочки разгромных рецензий. Основная претензия – над святым смеётесь. Ну и набор кинонелепиц, типа неизвестная природе немецкая машина-амфибия и взорванный ради кисточки для бритья военный эшелон. Жанр, вроде, допускает, но время слишком невесёлое. Отдельные фронтовики были недовольны, хорошо помню. «Орешка» реабилитировали в 90-х, несколько раз прокрутили по Первому каналу (тогда ОРТ). На ветеранов, по ходу, уже не обращали внимания.

А мы, школьники, мечтали о таких фильмах. В которых максимум действия и минимум умных разговоров. Понимание того, что настоящая война – не ежеминутный подвиг, а тяжёлый, каждодневный, часто смертельно опасный, но всё-таки труд, пришло гораздо позже. Вместе с такими шедеврами, как «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне», «Проверка на дорогах». Но не зря же говорят о повальной инфантилизации нескольких последних поколений – мужику под сороковник, а он всё в танчики рубится.

Интересный момент, ещё «Танки» не вышли на большой экран, а уже пошли разговоры, что это наш ответ на «Смерь Сталина», хотя по времени ну никак не совпадает. Напомню, ту английскую ленту обвинили в искажении исторических фактов и карикатуризации светлых образов советских вождей. Впечатление, что кто-то специально запустил в информационное пространство эту мысль. Попробуем найти мерзавца…

Есть в кинематографе беспроигрышный приём. Если сценарий совсем уж бессовестно грешит против исторической правды, в фамилиях реальных участников событий меняется одна буква… например, Кошкин на Блошкин. Сразу получается некая фантазия по мотивам, попробуй, докопайся с претензиями. Но в данном случае речь о настоящем конструкторе танков Кошкине, который действительно курировал переброску новых танков из Харькова в Москву. Мало того, по дороге утопил один, расстроился, простудился и умер ещё до начала Большой войны. Потому и не репрессировали… вы же помните те порядки.

История вообще дама ветреная, несерьёзная, ей можно вертеть (трактовать) как кому заблагорассудится. Простой пример: атака советских войск на вражеские дзоты – подвиг. Но если сзади стоял заградотряд, расстреливавший всех повернувших – это уже преступление. И потом можно сколько угодно спорить на тему заградотрядов – «было», «не было», «без них было не победить»…

История с перегоном танков из Харькова в Москву малоизвестная, и вряд ли массового зрителя шокировал тот факт, что события на экране разворачиваются на летней натуре, а в реальности всё происходило в начале марта и по снежку. Но даже самым неискушённым должно показаться странным, что опытные модели танков, которые с нетерпением ждёт сам товарищ Сталин, устраивают по дороге гонки, как бандитские джипы из лихих 90-х. Мало того, этот сверхсекретный груз сопровождает не полк НКВД, не эскадрилья истребителей, а машина техобслуживания. Хотя к одному конструктору Кошкину по правде жизни должны были быть приставлены минимум три мордоворота из соответствующей службы. То, что в техничке пряталась девушка, влюблённая в танки, но знакомая с уровнем секретности (вплоть до расстрела на месте), такая же лёгкая погрешность, как и помазок в «Крепком орешке»… дальше всё будет ещё хуже.

За танками сразу же начинают охотится. Немецкие диверсанты. У которых арийское происхождение на лицах, как пятый пункт в советском паспорте – можно и не сличать. Однако это начало 40-го года, когда у фашистской Германии с Советской Россией всё было вась-вась, о чём правдиво и подробно рассказано в ленте Александра Миндадзе «Милый Ганс, дорогой Пётр». В интригу вмешивается непонятно откуда взявшаяся в тех краях банда карикатурных белогвардейцев, как будто сошедших со страниц бушковской «Охоты на пиранью». И уж они-то с немцами друг друга… с другой стороны, как показать, что четыре танкиста и одна девушка самостоятельно фигачат всех, кто встретится им на пути?

В определенный момент мне стало казаться, что вот сейчас на экран с гиканьем вылетят любимые с детства «Неуловимые мстители». И мысль – это не может быть по серьёзному, кто-то над кем-то издевается.

Это я вам не все нелепости только одного эпизода живоописал. А как вам такое – два мужика в папахах, скрывающиеся по лесам со времён Гражданской войны, угоняют на своё гуляй-поле танки, будучи уверенными, что это… мирные трактора. А поля, полные спелой пшеницы, на которых не видно ни одного колхозника, поэтому стреляй – не хочу. А линии высоковольтных передач, стоящие вдоль дорог в 1940 году, их просто поленились убрать на компьютерном монтаже.

Дальше фантасмагория только усиливается. Два танка пытается захватить… доблестная Красная армия (типа, не знает, кто такой здесь катается), а когда её с брони конкретно посылают, обиженно разворачивается и уезжает (наверное, жаловаться Сталину). Кстати, во всём этом безобразии принимает деятельное участие нквдешник-девственник. Который, на самом деле, скрытый либерал и анархист (судя по поступкам), но именно его чрезмерная подозрительность приводит сюжет фильма к хэппи-энду, а танки, соответственно, к Сталину.

Окончательное просветление автору рецензии принесла фраза таинственного немецкого генерала: «Активируйте Шульца!», после который по экрану пролетает банда мотоциклистов, ещё не успевшая переодеться после съёмок «Безумного Макса». Ай да Мединский, ай да сукин сын, подумал Черток…

Я действительно невысокого мнения об интеллектуальных способностях нашего министра культуры, о чём писал неоднократно и, увы, ещё не раз напишу. Но не до такой же степени, он сам не скрывает своей ответственности за происходящего в «Танках», который преподнесли как чуть ли не главную премьеру к очередному юбилею Великой Победы.

И представилось мне вот такой расклад. Владимир Ростиславович психанул на фоне разговоров о своей скорой отставке (которая так и не случилась). Ну, думает, либералы-интеллектуалы-барды недорезанные, вы от меня дури ждёте, так получите. Позвал своего соратника по Военно-патриотическому обществу сценариста Назарова, и попросил написать такое, чтобы кони дохли. Он и рад стараться, писать пародию всегда легче, чем что-то серьёзное, по себе знаю.  Заодно позвал Кима Дружинина, актёра, только пробующего себя в режиссуре, но уже показавшего способность снять комикс по мотивам любой трагической истории («28 панфиловцев»). Получилось в итоге, как заказывал.

Зачем Мединскому это надо? Приём известный – когда твоё реноме в глазах культурного сообщества падает ниже плинтуса, постараться опустить его на уровень канализации, причём показательно. Тогда кто-нибудь обязательно скажет – эге, а этот парень не такой дурень, как мы представляли, с самоиронией у него всё в порядке.

И вот вам результат – министр остался министром. Заодно проверил уровень современного российского зрителя, который, как писали ура-рецензенты, стоя аплодировал некоторым сценам фильма… особенно появлению на экране Сталина. Вот, что требует массовый зритель, на это и надо тратить государственные деньги. Ну, а кино не для всех… пусть эти не все и финансируют. Сам-то он далеко не дурак. Мединский, то есть.

Вот такая у меня версия. Потому что, если «Танки» сняты серьёзно, то это настоящая культурная катастрофа. Идущая на страну с самого верха.

Леонид Черток  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (277)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20