Очень неожиданное кино - отрекомендовали мне «Жги».
Я скептически ухмыльнулся и… стал смотреть.
Советский кинематограф редко баловал нас фильмами про зону. А если и баловал, то киношные ИТУ больше напоминало студенческий трудовой лагерь, только чуть более жёсткого режима. И бытом, и распорядком, и главное, внутренними отношениями. При этом, и такая туфта как правило становилась лидером проката. А что вы хотите от страны, где отсидеть даже для интеллигентного человека в порядке вещей, где от баланды даже министры не зарекаются (догадываетесь, на кого намекаю)?
Иллюзии разрушил перестроечный «Беспредел» Игоря Гостева. Москва, помню, была завешена рекламными плакатами, на которых огромные крысы пожирали друг друга. Мои оттоптавшие зону друзья морщились, говорили, что правды там нет даже наполовину. Причём перекос сразу в обе стороны – и в плане обеления, и в плане очернения, вот это талант мифотворца! Недовольство снятым высказывали тоже две стороны – и сидящие, и охраняющие, этому моменту «Взгляд», помню, целый репортаж посвятил. И те, и другие предлагали авторам ленты самим посидеть… месячишка за глаза хватит.
Но чего не было в советском кинематографе в принципе, так это фильмов про женскую зону (полулюбительская «Женская тюряга», тоже перестроечная, не была в широком прокате по причине кустарщины в производстве). Почему? Я смотрел несколько американских – красной линией по сюжету в них шли интимные отношения внутри сугубо женского коллектива. Явление, абсолютно нехарактерное для развитого социалистического общества… вы сами знаете. Да и российское кино эту тему мало эксплуатируют… и не надо.
Но известный и популярный актёр Плетнёв нашёл интересный с обывательско-зрительской точки зрения ход – соединить телевизионную мишуру конкурсов народных талантов с жестокой правдой жизни. Отдадим ему должное, манкой в данном случае темы однополой любви он вообще не касается. Бьёт по другим болевым точкам.
Не люблю фильмов про золушек, начиная с первоисточника. Но понимаю тягу народа к волшебной сказке о превращении страшненькой утицы в жар-птицу. Тем не менее, в случае с хрестоматийной «Красоткой» мне больше нравилась Джулия Робертс в виде путаны с бульвара… но это уже личные предпочтения.
В «Жги» нам предлагают превращение Инги Оболдиной, далеко не красавицы. Превращение просто в женщину, следящую за собой. Кстати, важный момент в фильме, где постарались не только режиссёр с актрисой, но и гримёры с костюмерами – всё достаточно правдоподобно и без излишеств. Несомненная удача фильма – подбор актёров. Пара Оболдина-Исакова, где первая – одна из лучших в современном российском кино, а вторая так просто лучшая, затмевают, отодвигают на второй план и харизматичную в любой роли Анну Уколову, и Татьяну Догилеву (бедняжка, признал только по голосу), и даже самого Владимира Ильина, заметного и незаменимого в любом эпизоде.
Чтобы не раскрывать весь сюжет только что вышедшей в прокат ленты, буду краток. Инспектор женской зоны, слегка мужиковатый прапорщик Романова-«Ромашка» (тут Оболдина как бы закругляет свой же образ, сделанный ею в «Мне не больно» у Алексея Балабанова) в свободное от нелёгкой службы время поёт так, что интернет взрывается восторгами. Помните историю со страшенной британкой, поющей божественным голосом… явный парафраз.
Начальство в шоке, муж тоже. Но вот в зону попадает дама с консерваторским образованием… Тут у меня начинаются сомнения. С одной стороны, дама ведёт себя так, как будто в зоне родилась и дом её тюрьма. С другой, слишком много на персонаж накручено – и фамилия Стар, и сидит за убийство (пусть и гада-мужа), и сама хромоножка. Ну, не верю я в ломом подпоясанных с такой интеллигентской биографией, её борзость должны были притушить ещё в камере СИЗО или на пересылке.
Но мы же с вами сказку смотрим, а в сказках всё бывает (даже если их зачем-то драмами называют).
Как встречаются эти две, так зрителю и ясно – вот он, конфликт двух сильных личностей. К тому же вокруг происходят дела, знакомые нам по многочисленным криминальным сериалам: и айфоны у зэчек не в диковинку, и молодая вохра пристаёт с непристойными предложениями (правда, непонятно, почему на одной недотроге зациклились и только неприятностей нажили… неужели любовь), и особняк куму в рабочее время строят, и подполковники на таких джипах разъезжают, что не каждому генерал-лейтенанту по карману.
И, конечно, это болото должна взорвать именно Стар, таковы законы жанра.
Тем более, что за всей перечисленной атрибутикой среднего сериальчика идут действительно серьёзные диалоги двух прекрасных актрис. «Слабым нельзя давать власть над беззащитными!», - это разве только зоны касается? А когда заключённая кидается в свою надзирательницу, чем попало, почувствовав себя строгим репетитором, давя старшую прапорщицу (звание такое) своим авторитетом, а та, гроза женской зоны (нет, не дьявол в форменной юбке, просто неудовлетворённая во всех смыслах баба), на глазах превращается в виноватую, но понятливую ученицу, и ворвавшаяся на крик её коллега замирает в дверях в священном трепете перед рождением таланта… за это эпизод приз можно давать.
Чего мне не хватило, это раскрытия образа хромоножки-Стар. Чем она взяла надзирателей понятно, к людям из высшего интеллектуального общества люди в погонах даже в тюрьме относятся, если не с уважением, то настороженно («а вдруг эта завтра опять взлетит выше «Останкино»), тем более, с таким строптивым характером. Да еще в зоне, где мобильная связь в каждом втором матрасе схоронена. Но намного сложнее добиться авторитета в бараке, где совсем другие мерила и понятия. Зритель видит – эта певичка среди своих тоже в авторитете. Понятно, что притянула к себе интерес борзостью при первом же появлении. Но по законам жанра и жизни её в первый же вечер должны были пробить на фуфло, несмотря на то, что села по козырной статье – убийство. Такую сюжетную линию не развернули… обидно.
Но и это можно просить создателям ленты… если бы из нашего родного тюремного г…нища зрителя не окунули в г…нище гораздо худшего порядка – в телеконкурсное, выдав его за сладкую карамельку. И всё, что было хорошего в начале – жажда справедливости, бунт против действительности, борьба за самоуважение, просто история двух неординарных женщин… сметено одной фальшивой улыбочкой целлулоидного Билана. Всё, паровоз «Жги!» летит под откос с совершенно надуманным захватом заложников, дружеской атмосферой всеобщего единения на конкурсе (мы-то знаем, в реальности там только что не битое стекло в тапочки сыплют), абсолютно не к месту открытым финалом, ибо дальше уже неинтересно. Даже муж-плотник за один эфир с участием жены перевоспитался, оценив её и как талант, и как женщину. Вы верите в такое прозрение? Ну-ну…
Понимаю, что сказка. Но не настолько сметанно-клубничная.
Хотя…. Уже хорошо, что не традиционные бекмамбетовские «Ёлки». Вот где, говорят, жуть жуткая…
Леонид Черток