Вообще-то этот материал для рубрики «ПроКино». Но я принципиально не рецензирую сериалы, считая их низким искусством (в подавляющем большинстве). Да и не рецензия это вовсе…
Суть в чём. На минувшей неделе по Первому каналу прошёл проходной сериал «Спящие». Зная, что читатели «Руснорда» не большие любители подобных телезрелищ, изложу самую суть восьмисерийной ленты. Начинается всё с попытки захвата российского посольства в Ливии боевиками, возбуждёнными наставниками ЦРУ. С допустимыми жертвами и умеренным героизмом защитников… чтобы эта выдуманная на ровном месте история окончательно не выглядела фарсом. Впрочем, надпись про случайные совпадения и вымышленные персонажи, как обычно, выручает.
Далее сюжет следует за главным героем-защитником, которому уже в московских условиях приходится бороться с… теми же иностранными агентами, которые своими подлыми сетями и щедрыми посулами ухитрились опутать друзей его юности (любовная интрижка – обязательно… даже не одна). Грохают целую китайскую делегацию, приехавшую заключить миллиардный газовый контракт, но к Третьей мировой войне, как мы знаем, это не приводит (на экране 2013-й). Враги и кроты везде – от «Газпрома» и МИДа до спецотдела ФСБ. Иногда проскакивают неясные аналогии с Навальным и(отрицательный персонаж) и с Алишером Усмановым (персонаж почти положительный). Всё заканчивается очередным предотвращением цветной революции.
Кстати, «Спящие» - название со смыслом. Так называют глубоко законспирированных агентов, часто работающих без всякого прикрытия, которые начинают действовать при получении секретной фразы типа: «У вас есть не сданные в библиотеку книги?». Услышат они её… и как начнут крушить-взрывать-резать! Короче, никто не в безопасности, враги кругом. А что, при Сталине мы так и жили, наследственную память никто не отменял.
Признаюсь честно, я иногда смотрю поздние сериалы, привык засыпать под них (от книг на сон грядущий частенько колбасит). А тут включил… и даже не поверил – режиссёром выступил Юрий Быков. Автор «Жить», «Майора» и «Дурака». Тот, кому не дали закончить «Время первых» - продюсеры вовремя углядели в патриотическом блокбастере слишком много авторства. А ещё Быкова называют Звягинцевым для зрителя попроще, и это как звание заслуженный.
В итоге стал смотреть, хотя сценаристом значился Сергей Минаев, частенько представляющий на телевизионных ток-шоу либеральную точку зрения и имеющий в московских творческих кругах репутацию редкого паскудника. Как писателя оценивать не буду… скажу только, что мой покойный друг (Дима Несанелис) выбросил его «Медиасапиенсов» в помойное ведро… хотя всегда считался знатным библиофилом. Впрочем, ситуацию спасал неплохой актёрский состав… как минимум не из дешёвых. Ну и всё сопутствующее - от интерьеров до постпродакшна.
И усмотрел много разных скрытых фиг. Например, в кабинете у генерала ФСБ на стене рядом с портретом Путина висит… портрет Андропова, хотя это место Дзержинского. Недосмотр реквизиторов? Вряд ли. Потому что в кабинетах отрицательных персонажей пару раз углядел портрет… Ельцина. А это уже явный код для мыслящего зрителя – свести показанное к полнейшему абсурду. Странно, что Эрнст не просек… или просёк и даже благословил?
Склоняюсь к последнему. Потому что в одной из финальных сцен звучат два монолога главных героев. Офицер-патриот говорит хорошо знакомые нам по вечерам у Соловьёва агитки… только на Игоря Петренко поприятней смотреть, чем на рефлексирующего Сергея Михеева (for example). А главный антигерой, он же друг юности и иностранный наймит, говорит разные вещи про то, что происходит в стране, с оценками населения и власти… и я с ним по большей части согласен. В концовке фильма оба разными тропками отправляются на Украину, причём оба не совсем легально, что делает финал более чем открытым.
Вот за этими моментами я и следил четыре вечера, не испытывая к остальным поворотам сюжета особого отвращения. И благополучно забыл бы… если бы автор (Быков… до чего же талантливая фамилия для отечественного кинематографа!) не повесил на Фэйсбуке покаянное письмо. Нет, не то прилагательное – пояснительную записку, так точнее.
Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале "Спящие". <…> Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране.
Теперь позвольте я поясню. Прилично жить в нашем кино (не голодать, не ждать годами спонсора) сегодня может тот, кто дружит с Фондом кино, распределяющим государственные деньги. За семь лет режиссёрской кинокарьеры Юрия Быкова он снял три полнометражных малобюджетных авторских фильма, перечисленных мной в самом начале. Каждый сопровождался громким скандалом и обвинениями творца в антисоветчине (пардон, я по старинке). Хотя Юрий и имеет актёрское образование, но на этом поприще он не так востребован, как тот же Меньшов. Что прикажете? На стройку идти (многие, кстати, так и поступали)?
Когда-то, ещё при Союзе, прочитал о том, что корифеи авторского кино с Запада, снимающие одну картину в три-четыре года без особых надежд на кассовость, остальное время перебиваются съёмками рекламных роликов. И известные бренды им платят миллионные гонорары за одно имя. У нас же, при всех легендах, рынок телерекламы не настолько финансовоемкий… да и оккупировали его совсем другие люди, которые хрен кого подпустят к кормушке.
Между тем Юрий Быков живёт в Москве в съёмной квартире (у кинорежиссёра в России два варианта прописки – или Москва или Питер, первое для недавно прибывших предпочтительней). По его собственному признанию, за любой сериал он получает раз в десять больше, чем за «Дурака», где муниципальные чиновники наконец-то получили сполна и наотмашь.
И что такого ужасного сделал Быков? Мы знаем, как наши творцы (в кино, на сцене, на эстраде, на арене, на телеэкране, с газетных страниц…) занимаются ещё и не такой проституцией. Вон, даже в депутаты идут… и не краснеют. Мало того, уверяют, что во всё это верят (что несут!), даже страшно за их душевное здоровье.
Но есть люди, которым становится СТЫДНО. Которые в качестве покаяния за конформизм готовы уйти из профессии. На таких и держится мировая культура (извините за пафос и космополитизм). Сам я на такое вряд ли способен (поэтому спонсоров прошу не волноваться).
Собственно, «Спящие» так бы и остались проходным сериалом с качественным оформлением, которых на Первом несть числа (при их-то финансировании). Для любителей шпионских историй (точно не я, даже Флеминга не дочитал), которым вряд ли знакомо имя Юрий Быков. Но начавшийся ажиотаж, связанный исключительно с авторской позицией… его бы в понедельник, перед премьерой. Сразу и повторят? Это вряд ли. Но если вдруг… стоит проследить за другими несуразицами. Смотрится почти издевательством со стороны человека, снявшего «Майора» - у него теперь бойцы невидимого фронта поминают павшего товарища водкой не из кружек, а из интеллигентных рюмок. А уж от рассуждений о том, кто поступает в МГИМО, вообще уписаться (пардон) можно. Представляю, как умница Быков внутренне ржал над дурачком Минаевым, который, похоже, вполне серьёзно относится к этой своей работе. Между прочим, писака ещё несколько лет назад с экрана телевизора называл себя либералом-рыночником. А теперь, получается, торкнуло почти в полтос. Или заказ получил на саморазоблачение?
Вы верите в такие заговоры против России? Тогда «Спящие» - ваше кино. А Быков остаётся нашим режиссёром «Майора» и «Дурака», осмелившимся сказать правду. Свою правду. Пусть даже только в соцсетях.
Леонид Черток
Установка кондиционера - это лишь начало долгих и плодотворных отношений.Сервисное обслуживание кондиционеров должно производиться регулярно, для того, чтобы обеспечить корректную работу кондиционера.