Сайт:
Теоретически подход авторов бизнес-приложения ТГО Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) прост и успешен практически. В отличие от выбора стратегической позиции бизнеса в «алом» океане конкуренции по классике вартоновской школы: лидерство по издержкам; дифференциация; концентрация – технология позволяет найти «голубой» океан, где нет конкуренции.
Рис1: Голубой океан
ТГО основано на 4 положениях выигрышных решений ТРИЗ:
Рис2: ТГО основана на принципах ТРИЗ
Что мы собственно должны сделать? Да раздробить составляющие конкурентной борьбы на составляющие и измерить величины составляющих для различных типов конкурентов и сравнить с собой (принцип дробления), не соревноваться в тех составляющих сегмента бизнеса, где это тяжело или затратно – уменьшить или ликвидировать соревнование в этих составляющих или, наоборот, существенно увеличить усилия по отдельным выигрышным составляющим (принцип вынесения), найти составляющие бизнеса, где нет соревнования (это должны быть «дешевые» решения – одно или несколько) и до чего не додумались конкуренты и добавить их в общее предложение потребителю (принцип частичного или избыточного действия) и основной упор в новой системе бизнеса сделать, в отличие от конкурентов, на «избыточном действии» (принцип наоборот).
Рис3: Принципы дробления и вынесения по Киму
На основе этих принципов, как технология, необходимо построить простую и понятную решетку «упразднить-снизить- повысить-создать новое». Ниже приведена выигрышная стратегия для бурового бизнеса.
Табл4: Решетка «упразднить-снизить-повысить-создать»
По этой решетке выигрышным в буровом бизнесе получается снижение всех постоянных затрат и перевод большинства их в переменные.
ФСА – метод снижения себестоимости и повышения эффективности продукции или компании, использующий принцип не рассмотрения объекта, а рассмотрения и анализа его функции.
ФСА очень близок к экономике, экономика к здравому смыслу, а обостренный здравый смысл – есть ТРИЗ. Именно поэтому наиболее «полезный» ФСА извлекайте из ТРИЗа.
ФСА проводится в 6 этапов:
Подготовительный этап включает в себя:
Этап внедрения:
Пример использования ФСА и результаты использования разберем на примере производственного процесса типа I (строительство, буровые работы и пр.). В соответствии с правилами разобьем процесс на временные составляющие.
Функционально-стоимостный анализ в бурении
На рисунке видно, что подготовительные и заключительные операции составляют 35% времени. А, значит, «сворачивание» их (запараллеливание) даст выигрыш по времени в 35%. При высоком операционном рычаге бурового бизнеса это означает увеличение прибыли в несколько раз.
На рисунке видно, какие операции можно запараллелить или частично свернуть: это глушение и отработка скважины на факел, переезд, работу субподрядчиков и, даже, если постараться, монтаж и демонтаж. На практике удавалось сократить временные затраты на 60% времени от всех подготовительных и заключительных работ.
функционально-стоимостный анализ
И в самих основных работах можно найти резервы времени, не нарушая технологическую дисциплину.
Управление затратами с помощью ФСА
Общее время спускоподъёмных и других важных технологических операций не превышает 28%. Это значит, что время можно «свернуть» почти в четыре раза. На практике, удавалось сворачивать это время на чуть больше, чем 100%. Что есть тоже не самый плохой результат.
ФСА идеально подходит для решения задач поднятия эффективности организации на основе дробления первоначально единых функций в организации. В сочетании с принципом ТРИЗ – дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности – дает очень хороший результат: если раздробить выполнение функции дорогим специалистом на простые и описываемые алгоритмом, мы заменяем одного дешевого и капризного сотрудника, с которого пылинки сдуваем и боимся, что он уйдет, на дешевых и легкозаменяемых, то эффективность и надежность системы в целом резко возрастают. Более того, от этого есть и сверхэффект: часть подфункций можно автоматизировать.
Такой метод опробован в одной из риэлторских компаний, работающей на первичном рынке продажи жилья, где была проблема ухода риэлтеров, после набора клиентуры, из компании и создании ими собственного бизнеса, т.е. пложения конкурентов, левые сделки маклеров, большая текучесть кадров, трудность набора специалистов с высокой квалификацией и, как следствие, низкий доход при высоких затратах. Главной функцией этой компании является привлечение клиентов для финансирования строительства дома. Основными функциями являются: реклама, привлечение клиентов по телефону («холодные» звонки), личные продажи в офисе и на выезде. Были описаны и качественно оценены для мотивации сотрудников бизнес-процессы по этим разделам
© Веселков Сергей Николаевич