Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

От Киева до Москвы. Война фур - кто победит?

Это давняя история. В 1983 году приспичило мне срочно (по работе) вернуться в Москву из Винницы, где отдыхал у армейских друзей (охота-рыбалка-г орилка). До Киева добрался почти без проблем, если не считать давку в переполненной электричке. А там… на вокзале столпотворение, в аэропорт даже лучше не соваться, проводники вагонов даже не смотрят, сколько денег ты им суёшь, просто руку отталкивают. А дело в том, что был конец августа и вся страна возвращалась в Москву ко Дню знаний… лично у меня такое впечатление сложилось.

Надо сказать, что в деньгах на тот момент я не был ограничен (поездка моя была не только дружеская, но и деловая), карман грела тысяча рублей, вполне солидная сумма на тот период. Вот и довелось почувствовать себя в положении Остапа Бендера с миллионом в стране, где даже деньги не решали бытовых проблем. Отвратительное чувство беспомощности пополам со злостью, до сих пор вспоминать неприятно.

Однако ехать нужно было, иначе подводил людей, своих коллег. За пять рублей я доехал на такси от вокзала до начала московской трассы (это было часов 12 ночи) и просто поднял руку. Через 5 минут уже сидел в кабине кишиневского виновоза (повезло!) и дегустировал продукцию молдавского винпрома под весёлые шофёрские байки, отвечая на них киношными. И денег с меня не взяли, наоборот, налили в трёхлитровую банку с собой «на добрую память». До Москвы сменил ещё пару машин. Та первая пятёрка так и осталась единственной платой за проезд. Зато сколько историй… и укрепившаяся вера в хороших людей несложных профессий.

Вот такие мои первые впечатления о дальнобойщиках. Ещё приходилось ездить из Средней Азии в Мордовию и оттуда на Баку. Видел настоящее корпоративное братство (и это незадолго до развала СССР). В конце 90-х довелось пару раз прокатиться в кабине автовозов – эти водители приветствуют встретившихся по пути коллег обязательными гудками. Целый мир, причём доброжелательный . И вот в него вторгается проклятая политика…

Между Россией и Украиной началась настоящая война большегрузами. Нет, друг друга пока не таранят, просто им проезда не дают. Русским фурам по Украине, украинским по России. И это не столько удар по крупным транспортным компаниям, сколько по карману и нервам простых людей - многие из сидящих за рулём этих монстров дорог являются одновременно и мелкими частными предпринимателям и.

Первыми «войну фур» развязали украинские активисты националистическ их союзов и объединений. Что, в принципе, несложно было предвидеть и раньше. Если отменяются поезда, авиарейсы, пролёт наших самолётов над территорией Украины, то вполне логично было ожидать, что дело когда-нибудь дойдёт и до автотранспорта. Тем более коммерческого. (Я, кстати, вообще удивляюсь, что прошлый курортный сезон в Крыму прошёл без громких эксцессов и кровопролитий - самое-самое время для провокаций).

Однако уже через день после начала акции, которая, по словам организаторов, должна была стать бессрочной, проезд фур из России возобновился в Закарпатье. Кроме того, накануне Ассоциация международных автомобильных перевозчиков сообщила о возобновлении пропуска российских большегрузов с территории Украины в сторону Белоруссии. То есть, как раз то, о чём я говорил – корпоративное братство и дорожная солидарность оказались сильнее националистическ ой отморози.

Какое-то время российские фуры пропускали для проезда в Европу на территорию Белоруссии, но потом всё осложнилось – тёмные силы оказались сильнее. На момент написания материала в акции участвуют следующие области: Волынская, Ровенская, Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковска я, Житомирская, Винницкая, Сумская и Черновицкая. Участники акции, среди которых много бойцов, прошедших через АТО в Донецке и Луганске (представляете их настрой?), требуют официального запрета на передвижение российских грузовиков по территории Украины. И правительство Незалежной готово пойти на это.

Ну, и наша ответка тоже не заставила себя долго ждать, Минтранс РФ стал блокировать передвижение фур с украинскими номерами по дорогам России. Но не силами активистов, а профессионалами из ГИБДД… уж и не знаю, кто страшнее. В этот раз действия чиновников находят у меня понимание, ибо я хорошо представляю, как чувствует себя наш водитель, блокированный на дороге с несколькими тоннами груза за спиной. Хорошо, если не скоропортящегося (вряд ли в нынешней ситуации от нас кто-то повезёт жрачку в Европу).

Ситуация совсем невеселая, так как мы начинаем срывать сроки поставок, а это вопиющее нарушение правил ВТО. Плюс с Польшей до сих пор не продлено соглашение о транзите. Их новое правительство, далеко не дружественное Москве, о чём я уже писал ранее, не преминет устроить нам мелкую пакость. Есть вариант транзита через Прибалтийские республики и дальше на пароме в Западную Европу, но там, как вы догадываетесь, нас тоже не ждут с распростёртыми объятиями. К тому же подобные круги обязательно повлияют на себестоимость поставляемого товара, что очень вредно для любого бизнеса.

В общем-то реакцию украинского правительства предсказать несложно – там только за полномасштабную войну с Россией. Хотя бы и торговую. Избирателям необходимо показывать свою крутость и непримиримость (если уж досыта накормить не может). Действительно, уже опубликована соответствующая резолюция, ставящая наши большегрузы (да и весь торгово-грузовой автотранспорт независимо от тоннажа) вне закона.

Однако парадокс в том, что блокада российских фур убыточна именно для Украины, а выгодна Белоруссии и странам Прибалтики, которые могут предоставить свои транспортные коридоры для российских грузов, не бесплатно, конечно. Вот уж действительно – не съедят, так понадкусывают.

Впрочем, некоторые авторитетные украинские аналитики громко высказались в том плане, что официальному Киеву неплохо было бы соотноситься с интересами всего гражданского общества (как минимум рассказывать о своих экономических планах), а не тупо идти на поводу у националистов.

Но и у наших геморрой. Прежде всего, непосредственно у водил. Даже у тех, кто вовремя сориентировался и рванул через прибалтийские порты (пока тамошние националисты не поддержали украинских): «Очередь на паром была огромная, но все благополучно проехали в Европу, разгрузились и теперь думаем, каким путем лучше возвращаться домой. Через Украину путь, конечно, короче, но это по карте, а в реальной жизни самый короткий путь далеко не всегда самый быстрый, – рассказывают водители, прошедшие этим путём. – Скорее всего, возвращаться будем тоже через Литву. В Клайпеде задействовали более крупное судно-паром, поэтому, надеемся, что очередь на переправе будет двигаться быстрее».

Что характерно, даже на украинских КПП наши фуры периодически пропускают (когда оголтелых активистов «Правого сектор» рядом нет). И объясняют это просто – иначе зарплату не получим за бездействие. Вот он принцип – «голод не тётка», который можно назвать здравым смыслом.

А в конце можно и подсчитать. По оценкам независимых экспертов, от прекращения торговли со Средней Азией (ведущейся в основном через транзит по российской территории) потери украинской экономики составят на круг более миллиарда долларов США. Плюс потери доходов от акцизов на топливо и обслуживания российских дальнобойщиков (как техобслуживание, так и сервис) - это десятки миллионов долларов в месяц пассива.

Конечно, и мы теряем, но чей запас прочности выше?

Леонид Черток

 
 
 

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (293)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20