Сегодня, 3 апреля, начался допрос свидетелей обвинения. На данный момент свидетели опрашиваются по первым пяти пунктам обвинения.
Как заявил суду первый свидетель - вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» по разработке нефтяных и газовых месторождений Анатолий Новиков, Алексея Баринова, работая в «ЛУКОЙЛе» с 2001 года и ранее возглавляя «Нижневолжскнефть», он знал, как «великолепного талантливого специалиста». «Все, что делал Алексей Викторович на посту генерального директор «АГД», он делал на благо страны, - неоднократно, давая показания, подчеркивал Новиков. - Он успешно справился со своей работой. И то, что он сделал для Крайнего Севера и для России, сегодня приносит свои плоды». Новиков рассказал суду, что идея строительства Варандейского терминала в сложнейших ледовых условиях также принадлежала Баринову, который ее успешно и реализовал.
Отвечая на вопросы прокурора, Новиков пояснил, что в течение трех лет он был председателем Совета директоров АГД, в его обязанности входило проводить политику ЛУКОЙЛа в части разведки и разработки месторождений.
«ЛУКОЙЛ пришел в Архангельск, чтобы работать, вложив в АГД десятки миллиардов рублей, - рассказал Анатолий Новиков. - Здесь была пустыня, ничего не делалось. С 1999 года, когда ЛУКОЙЛ поставил во главе АГД Баринова, начались работы. ЛУКОЙЛ финансировал всю хозяйственную деятельность АГД, в том числе - социальные проекты (все они также утверждались ЛУКОЙЛом). Весь бюджет архангельского предприятия утверждался в Москве, за бухгалтерской отчетностью осуществлялся жесткий контроль, поскольку в ЛУКОЙЛе очень жесткая вертикаль. Шаг в сторону - расстрел. Я, как председатель Совета директоров, осуществлял непосредственный контроль за выполнением производственных задач».
На вопрос адвоката Сергея Вишнякова о том, какой интерес был у ЛУКОЙЛа к нищей АГД, Новиков ответил: «Все тогда были нищими. Но мы смотрели вперед. Выживали лишь те, кто каким-то образом консолидировался и умудрялся добывать минеральное сырье. АГД на период 1998-99 гг. обладала громадными - и очень перспективными - территориями, а также лицензиями на разработку месторождений северной части Тимано-Печорской провинции. ЛУКОЙЛ, придя сначала в Коми, намерен был оптимально осваивать всю территорию Тимано-Печоры. Поэтому АГД было взято под большие перспективы».
Баринов, по словам вице-президента ЛУКОЙЛа, имел вход ко всем руководителям компании, с его мнением считались и Равиль Маганов, и Джеван Челоянц. Также, отметил Новиков, большое внимание развитию Севера уделял и сам президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
До 2003 года АГД полностью финансировалась ЛУКОЙЛом, и лишь в 2003 году, когда заработал Варандейский терминал, а нефть стала отправляться на экспорт, у АГД появились собственные деньги.
Новиков подтвердил, что на должность гендиректора АГД Баринов был переведен из Западной Сибири по решению руководства НК ЛУКОЙЛ и лично президента компании Вагита Алекперова. «ЛУКОЙЛ пришел в Архангельск в лице Алексея Баринова. Именно такого рода специалиста, организатора и надо было ставить в АГД», - подчеркнул Новиков. По его словам, Баринов, работая директором АГД, представлял в Архангельской области и НАО интересы ЛУКОЙЛа. На него же возлагалось решение всех экономических и политических вопросов с администрациями регионов. Он отметил, что на 1999 год, когда Ненецкий округ возглавлял губернатор Владимир Бутов, вхождение ЛУКОЙЛа в НАО, несмотря на имеющиеся у АГД лицензии, было закрыто. Более того, нефтяникам вставляли палки в колеса, не давали проводить сейсморазведочные работы, чиновники тянули время, чтоб не подписывать документы, а в 1999 году Бутов вообще наложил вето на все взаимоотношения своей администрации с АГД. На Баринова была возложена задача привести отношения в норму. На «разруливание» этих отношений, по словам Новикова, уходило до 90% времени. В том числе конфликты приходилось решать через Минприроды.
На вопрос адвоката Баринова Всеволода Есакова о том, оговаривались ли в связи с новым назначением Баринова какие-то социально-бытовые вопросы его переезда в Архангельск, Новиков ответил, что конечно, оговаривались. «Как во всех нормальных компаниях мы, в первую очередь, должны были предоставить ему жилье», - сказал Анатолий Новиков. Кроме того, он сказал суду, что лично неоднократно говорил Баринову о том, что АГД необходимо укреплять кадрами, что нужных специалистов-нефтяников в Архангельске нет, поэтому важно привлекать профессионалов и создавать им условия для работы в Архангельске. И Баринов это выполнил - все технари, по словам Новикова, прибыли в Архангельск из Западной Сибири.
Напомним, что в вину Баринову вменяют «махинации» с квартирами, принадлежащими АГД. Речь идет о квартирах, в которых живут именно те специалисты, которые в свое время составляли «команду Баринова» в период его работы в ОАО «Архангельскгеолдобыча».