Генеральный секретарь AI Айрин Кан начала свой доклад в Лондоне с обвинений властей ведущих стран мира в проведении "близорукой политики, сеющей разногласия и нагнетающей страх". "Власти подрывают верховенство закона и прав человека, - заявила она. - Они подогревают расизм и ксенофобию, вносят раскол в общество, усугубляют неравенство и сеют семена новых конфликтов и насилия". Со времен заката марксизма подобная системная критика властей еще не раздавалась из уст столь высокопоставленного докладчика.
Наибольшее внимание Айрин Кан уделила бездействию ООН на протяжении недель в ходе израильской агрессии против палестинского населения и населения Ливана, унесшей более 1,2 тысячи жизней мирных людей. Она констатировала неспособность мирового сообщества создать эффективную власть в Афганистане, Дарфуре, Ираке.
Впервые AI обвинила силовые структуры в разжигании межрелигиозного насилия в Ираке. Исламофобия, раскол общества на мусульман и немусульман, считает Айрин Кан, достигла на Западе критической точки вследствие сознательной политики властей, которые играют на страхе перед якобы бесконтрольной миграцией.
Кан напомнила о вскрывшихся в 2006 году фактах, говорящих о том, что США рассматривают весь мир как поле боя, на котором действует их программа "чрезвычайных выдач" и в которую вовлечены многие страны - от Италии до Кении. Эта "борьба с терроризмом" не только не снизила уровень угрозы насилия, но и "повредила правам человека и верховенству закона во всем мире".
AI не теряет надежд, связывая их с новым составом конгресса США, приходом новых лидеров в Европе и усилий общеевропейских структур по работе над "подотчетностью выдач" подозреваемых пленников США. Израильский конфликт и Дарфур - такими видит AI точки приложения сил в первую очередь.
Россия отметилась ненавистью
Презентацию доклада AI в Москве проводила заместитель генсека Кейт Гилмор. Она повторила основные тезисы генсека и особо остановилась на российской проблематике. Она заявила, что в плане ухудшения ситуации Россия шагает в ногу с общемировыми тенденциями. Но, поскольку AI относит Россию к "ключевым участникам" политических процессов, то действия ее властей "должны стать мощным решением проблем прав человека". Россия в минувшем году отметилась, с точки зрения докладчиков AI, небывалым всплеском "преступлений на почве ненависти к иностранцам", ужесточением законодательства в отношении правозащитников, нетерпимым отношением к цыганам.
Кроме того, особой темой стала ситуация в Чечне. Кейт Гилмор высказала надежду, что Россия, завершив боевые действия, теперь найдет "долгосрочное решение в духе верховенства закона". Если же такое решение не будет найдено, это "вызовет презрение, а не уважение" мира.
Сотрудники AI собрали информацию по Чечне и считают, что с ними должно начать работу российское правосудие. Пока, по их мнению, факты убийств 25 тысяч человек, произошедших в Чечне с 1999 года, обнаружения 52 массовых захоронений, похищений 2 тысяч человек (данные "Мемориала") и массовых пыток не расследуются должным образом.
По данным уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева, на 1 марта 2007 года похищенными числятся 2,8 тысячи человек. На апрель 2005 года по фактам исчезновения людей прокуратура республики возбудила 1814 уголовных дел. Чеченский парламент учредил комиссию по розыску пропавших.
Но AI считает все эти меры недейственными. Международную организацию особо огорчает тот факт, что ни по одному делу не привлечено к ответственности ни одно должностное лицо, а люди, обращающиеся в Европейский суд по правам человека, подвергаются новым угрозам.
Исчезающий вид
Одна из обязательных линий исследования AI - тема преследования журналистов. Год от года ситуация только ухудшается. В 2006 году Ирак стал рекордной территорией по количеству убитых репортеров. При этом AI считает СМИ ключевым инструментом дезинформации.
Кейт Гилмор подчеркнула, что "сейчас акцент стоит на свободе информации, а обществу постоянно навязывается мысль, что мусульмане - совершенно иные люди, что арабы не такие, как мы, что иностранцы, беженцы - это не "мы", что "мы" вообще совсем другие по сравнению с "ними".
Кейт Гилмор, оглядев забитую до отказа аудиторию, сказала: "Вы принадлежите к вымирающему виду. Журналисты находятся под угрозой уничтожения в мире!"
Очевидно, процесс зашел уже довольно далеко, поскольку выживших журналистов больше всего интересовали данные AI по нетерпимости к представителям секс-меньшинств. Гилмор сообщила, что наиболее нетерпимы к ним Латвия, Польша, Эстония и Россия, и ушла от комментариев относительно высказывания папы римского Бенедикта XVI, который призвал "поставить заслон пропаганде гомосексуализма".
Кейт Гилмор старалась вернуть журналистское внимание к проблеме розни, которую насаждают власти, к конфликту интересов государства и общества, но аудитория почему-то интересовалась лишь гонениями на секс-меньшинства.
И домашний адрес генсека
Директор московского отделения AI Сергей Никитин проиллюстрировал на своем примере, как на работе правозащитников отразился новый российский закон об НКО. "Требования по документации были фантастическими, - заявил Никитин. - Нам пришлось согласовывать массу бумаг, которые должна была подписывать генсек Amnesty International. В них требовалось указывать домашний адрес генерального секретаря и даже домашний адрес тех, кто стоял у истоков организации, - такого в мире не требует никто! Мы потратили колоссальное время, но пока справляемся. Теперь мы должны на год вперед подать список программ. Мы просим дать определение, что такое программа. В ответ чиновники пожимают плечами".
Завершая презентацию, Кейт Гилмор призвала Россию к ответственности: "Россия может взять роль лидера в области прав человека. Пока же то, как она обращается со своими гражданами, ведет к подрыву всей системы прав человека".