Но вернемся, однако, к делам американским. Как известно, состоялись встречи и переговоры между Президентом Российской Федерации, Премьер-министром России и министром финансов США. Обсуждался, в частности, вопрос, об использовании средств нашего стабилизационного фонда для финансирования американской экономики. В частности, крупных инвестиционных проектов. Полагаю, кстати, что некоторые из этих проектов могут быть осуществлены как раз в России. Если это предположение верно, то можно с высокой степенью уверенности говорить и о том, что заокеанский бизнес расширит свое присутствие в Ненецком автономном округе, а также обозначит свои интересы в Архангельской области. В складывающейся ситуации условия инвестирования и сотрудничества могут быть достаточно выгодны как для России в целом, так и для северных регионов в частности. Это будет уже отнюдь не формат Соглашений о разделе продукции, заключавшихся в период тяжелейшего экономического кризиса, а нечто принципиально иное, имеющее стратегическое значение для развития российской экономики и повышения качества жизни граждан страны.
В упоминавшемся материале «Наша жизнь» излагалась также мысль, согласно которой победивший на праймериз Демократической партии Барак Обама заведомо проигрывает Кандидату - республиканцу Джону Маккейну. Впрочем, уместно напомнить, что полтора года назад ситуация, по словам журналиста «Новой газеты» Бориса Юнанова, виделась так:
« ...предчувствуя соперничество Хиллари Клинтон и Барака Обамы, известный обозреватель Чарльз Краутхаммер опасливо спрашивал соотечественников: хватит ли Америке эмансипации, чтобы выбрать женщину, и политкорректности - чтобы отдать предпочтение сыну иммигранта из Кении?». Сегодня уже ясно, что «эмансипации» Америке, в отличие от, скажем, Архангельска, не хватило. Относительно уровня «политкорректности» и шансов Обамы на президентство прогнозы существенно различаются.
Мой товарищ и соратник, главный редактор ИА Rusnord Леонид Черток прокомментировал в статье «Город потрепаных ангелов» мою статью в том ключе, что предпочтительные шансы на президентских выборах имеет как раз Обама. Уже в ходе неформального «круглого стола» по этому вопросу Леонид Черток сочувственно сослался на мнение своих американских друзей, предрекающих Обаме сверхубедительную осеннюю победу с «разгромным счетом», чуть ли не 80 на 20 процентов. Любопытно, между прочим, что крайне низко шансы Маккейна оценивал недавно и едва ли не главный кремлевский политолог Сергей Марков. Логика здесь, кажется, такая: яркая фигура Обамы очень привлекает многих из тех, кто раньше никогда не участвовал в выборах, разыгрывавшихся исключительно между респектабельными белыми мужчинами, преимущественно англосаксами и протестантами. Обама же воспринимается как сочетание лучших черт Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. И в этом смысле он, как представляется, находит горячую поддержку как у тех, кто не ходил на выборы, так и, в российских терминах, у «протестного электората».
Однако, на мой взгляд, все не так просто и однозначно. Во-первых, по мнению американских экспертов, как минимум треть электората Хиллари Клинтон перейдет не к демократу Обаме, а к республиканцу Маккейну. Во-вторых, не факт, что влиятельные банкиры Уолл-стрит, поддержавшие Хиллари, будут помогать и ее товарищу по партии. В этом смысле очень примечательно то, что на прошлой неделе размеры предвыборных фондов Обамы, лидировавшего ранее, и Маккейна практически сравнялись. И, наконец, в-третьих, главный предвыборный козырь Обамы - это резкая критика внешнеполитического курса Буша-младшего. Это козырь, полагаю, может быть успешно бит картами республиканцев.
Очевидно, что критика Обамы внешнеполитического курса Буша выстроена так, чтобы найти внутренний благодарный отклик не только у традиционного электората Демократической партии, но и у многих этнических общин, ранее не замеченных в высокой электоральной активности. Однако пока Маккейн не переходил в наступление. А ведь ему есть что сказать. Причем в плане очевидных внешне - внутриполитических успехов и достижений республиканской администрации. Между прочим, переговоры о привлечении средств российского стабилизационного фонда для инвестиций в американскую экономику, имеющие хорошие шансы на успех, тоже могут оказаться важным аргументом кандидата от республиканцев.
На сегодняшний день по результатам опроса общественного мнения, проведенного телекомпанией CBS, за Бараку Обаму готовы голосовать 48% респондентов, а за Джона Маккейна - 42%. По другим данным, разрыв между демократическим и республиканским кандидатом составляют меньше 6%. При этом, по мнению многих авторитетных экспертов, электоральные резервы Маккейна видятся как предпочтительные по сравнению с неиспользованным еще потенциалом Обамы. Поэтому, скорее всего, соперничество осенью этого года будет очень острым. И вряд ли кто-то из претендентов одержит победу «за явным преимуществом».
И последнее. Казалось бы, России много лучше иметь дело с ориентированным на «третий мир» Обамой, чем с «ястребом» Маккейном. Однако с позиций большой геополитики все может выглядеть с точностью до наоборот. И не об этом ли свидетельствуют переговоры в Кремле и Белом Доме с американским министром финансов?..
Дмитрий Несанелис,
Кандидат исторических наук, профессор Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова.