Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Диброву и не снилось. «Миллионер из трущоб» Денни Бойла

 

Индийское кино любят все. Ну, или когда-то любили, невелика разница. Даже я со своей неуёмной тягой к арт-хаусу. Помню, как в детстве ломились с пацанами на «Цветок и камень», в котором танцы-шманцы-обжиманцы перемежались с таким лихим мордобоем, что «Неуловимые мстители» нервно курили у запасного выхода. Потом был «Бродяга» Раджа Капура, уже нечто серьезное, шедевральное, хотя и с тем же этническим набором. Позже зацепил «Месть и закон», типичный голливудский вестерн с восточной ноткой. А дальше отечественные кино и теле экраны затопили бесконечные попсовые «Зиты и Гиты», и любовь к индийским страстям стала признаком плебейского вкуса. Как иначе, если небогатая восточная страна в самые неурожайные годы штамповала до 700 единиц дешевой восточной «бижутерии» для внутреннего и советского пользования?

И вот негаданный сюрприз от англичанина Денни Бойла, автора культового фильма всех наркош 90-х «На игле». Само название недвусмысленно намекает - скурвился кинобунтарь, испугался кризиса и начал клепать сказки про Золушек. Ну, что еще можно ждать от сюжета, где 18-летний бродяга из Мумбайя срывает большой телевизионный куш в опостылевшей любому интеллигентному человеку передаче? Добро бы в «Что, где, когда?» играл или в «Джепарди». При четырех вариантах ответов многое зависит не только от энциклопедических знаний, но и от везения. Видели вы в гостях у Диброва-Галкина Друзя или Вассермана? То-то и оно...

Но мастер есть мастер. Знакомый подиум, знакомый хамоватый ведущий, знакомая, дебильно ржущая массовка. Зато любой заданный вопрос превращается в великую трагедию маленького человека в большом городе. Помните классическое: «Стамбул - город контрастов»? Мумбай такой же, если не хуже. Впрочем, как и вся Индия, в которой «экономическое чудо» соседствует с нищетой, не снившейся русской деревне периода бандитского капитализма. Это вообще непостижимая, загадочная страна. В середине 80-х  знакомая атеистка сразу уверовала и в Карму и в Высшие силы, увидев на улицах Калькутты сразу нескольких женщин с руками-ногами без суставов. Говорила, это их Бог покарал за грехи. Или Будда, или Шива, или Аллах, кто разберется в тамошнем конфессиональном калейдоскопе. Правда, сама праведницей не стала, думала, Страшный суд ее минует...

Так вот, миллионы индийских детишек попадают в Чистилище прямо при рождении. Но это с нашей, европейской точки зрения. Для них сон на голом полу деревянного сортира и игры на огромных помойках - просто элементы счастливого детства. Вспомните себя, как в этом возрасте, среди дурно пахнущих развалов отходов советской промышленности мы находили кусочки карбида, так весело дымящиеся в лужах. Не знаю, как у вас, а для меня это были первые уроки химии, слезы умиления наворачиваются.

Но это все от дальнейшей, сравнительно кучерявой жизни. Братья же Салим и Джамаль постигают правду жизни не по Гегелю. Младшему, чтобы ответить на каверзные вопросы ведущего шоу, не обязательно листать Большую индийскую энциклопедию. Достаточно вспомнить, как нырял в отхожее место за автографом любимого актера. Или как убивали мать злые индуисты. Или сколько приносят в день дохода выжженные глаза ребенка. Все это рассказано предельно жестко, но без излишней натуралистичности, ни разу не тянуло отвернуться от экрана.

Удивительное индийское кино с единственным музыкальным шоу на финальных титрах. Да и то, прощальный танец до хохота напоминает «Триллер» с Майклом Джексоном. Все-таки, на съемочной площадке рулил европеец со своими представлениями о киноэстетике. И вообще, в «Миллионере» полно цитат из Эмира Кустурицы («Время цыган», «Черная кошка, белый кот»). Ну и что, не самый худший режиссер современности, если не лучший.

Зато в кино полно любви. Настоящей, индийской, на разрыв аорты, той, что один раз и на всю жизнь. Со слезами и кровью, потерями и встречами, покорностью судьбе и всепрощением, но все заканчивается хорошо. Нет, действительно здорово, особенно кадры с поездами, сцену детского бега от современных кампричикосов за последним вагоном можно во ВГИКе преподавать. При полном наборе этнических элементов - такие гангстеры живут только на полуострове Индостан.

А еще много предательства и нравоучений на гране дидактики. Старший брат Салим принимает предложенные обстоятельства и становится крутым мачо при мафиози. Младший Джамаль хранит душевную чистоту пополам с телесной. Их подруга Латика скорбно проходит все круги капиталистического ада, разве что, в гарем ее не заносит. А что еще можно ждать от настоящей женщины Востока...

Не хочу подробно разбирать все сюжетные коллизии, ловить авторов на несоответствии деталей. Поэтому и не люблю рассуждать не тему зарубежного кино, ему остается только верить. Можно верит «Миллионеру из трущоб»? Скорее да, чем нет. Например, ведущий их «Кто хочет стать миллионером» за кадром похож на нашего Максима Галкина, хотя и говорит голосом Дмитрия Диброва. А так, тот же зарвавшийся типаж, не уважающий ни зрителя, ни участников игры, только себя красавчика-везунчика. Подло сдает «всезнайку» Джамаля извергам-полицейским, которые, в итоге, оказываются самыми человечными из людей. Вспомните наших «Ментов», улавливаете схожесть образов?

Нет, здорово. Но смотреть второй раз почему-то не хочется. Сюжет запоминающийся, интрига проста, актеры - лучше видели, какой-то изюминки нет. Так за что же «Оскар»?

Еще во время просмотра был удивлен однобокой трактовкой межконфессионального конфликта, очередного стержня сюжета. Маму главных героев жестоко убивают озверелые индуисты. Имена мальчиков прямо указывают на их религиозную принадлежность - мусульмане. А где же хваленая американская толерантность? Лично у меня радикальный ислам вызывает больше внутренних опасений, чем спокойный, созерцательный буддизм. Здесь же последний однозначно прописан исчадием всех бед развивающейся страны.

И тут я начинаю понимать главную мотивацию голливудских киноакадемиков. В Джамале они увидели штрихи своего нового президента Барака Обамы. Вряд ли англичанин Бойл ставил перед собой аналогичную задачу. Однако фильм оказался в нужном месте в нужное время. Типичная «американская мечта», вот откуда столько разговоров о неожиданности главного киноприза 2009 года.

Мой вердикт: смотреть «Миллионера из трущоб» можно. Но иронично прищурившись и мотая на ус...

 

Леонид Черток       

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (320)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20