Я на днях поинтересовался на израильском форуме - а у них подобный серпентарий встречается? И выяснил такую штуку: «тихон» (школа для учащихся 9-12 классов, что соответствует контингенту из сериала) «тихону» рознь. В одних учатся дети, набравшие 85-100 баллов на переводных экзаменах, там тишь да гладь. В других - те, кто взял 70-85, там уже бывает мат и пиво. В-третьих - всё то же самое, что и в российской «Школе». Я не склонен приветствовать столь раннюю «сегрегацию» по интеллектуальным признакам, но, по крайней мере, политика понятная - «мы воспитываем элиту, одиночный талант всегда будет затоптан стадом быдла».
Но вот, что примечательно. Оказывается, в Израиле существует программа для школьников из стран СНГ, по которой на историческую родину предков приезжают на полгода - год дети тех еврейских родителей, которые по каким-то причинам, объективным или субъективным, не готовы к репатриации. Учатся они, понятное дело, отдельно от местных, дабы избежать «перехода вредных привычек». Так вот, их поведение часто соответствует с сериальной моделью, зато IQ совпадают с самыми высокими израильскими показателями. Есть, над чем поразмыслить, но в другой теме...
Можно было не заметить «Школу»? Можно, но сложно, впервые на моей памяти получасовые серии транслируются дважды в день в вечернее время. Был бы это фильм о детских и юношеских годах Владимира Путина, тогда понятно. А так, ужасы повседневного школьного мира успевают посмотреть и дети, и их родители. Но рассчитан он, в первую очередь, на пап и мам первоклассников, именно наше мнение о будущем российского среднего образования может стать решающим. Почему, объясню чуть позже.
А вот родителям старшеклассников поздно метаться, тут уж кому как повезло. В «Закрытом показе у Александра Гордона», где обсуждалось каннское откровение Валерии Гай-Германики на ту же тему, звучали два полярных мнения, исходивших от вчерашних выпускников столичных школ. Одни утверждали, что такой концентрации зла и пороков нет и в помине, а язык, на котором общаются экранные тинэйджеры, внешне напоминающие студентов престижных вузов, больше похож на жаргон малолеток. Другие лишь грустно усмехались - «в фильме показана «school-light», а вот в нашей альма-матер девочки дрались до реанимации. Голоса разделились примерно пополам, но какой же нормальный родитель будет рисковать нравственным и физическим здоровьем своего ребенка? Тем более, что все юные зрители талдычат одно - «вы, предки, ничего о нашей жизни не знаете, и в нее вас никто не пустит».
Интересная деталь, этот «Закрытый показ» был отснят в ноябре 2008 года, на нем еще Иван Дыховичный живее всех живых. Что же такое произошло за полтора года, что из крайне жесткого фильма убрали лишь самый грязный мат, хотя он без звука легко читается по губам и угадывается по интонации полного текста роли? Общество оказалось готовым увидеть и услышать самую неприглядную правду? Или появилась некая сверхзадача, требующая определенной информационной подготовки...
Буквально вчера наткнулся на одном из кабельных телеканалов на «Школьный вальс». Фильм был снят в 1978 году, а я окончил школу в 1976-ом, то есть мы почти «сверстники». Не знаю, был ли шум после его выхода на экраны, сам в то время служил в армии, но подозреваю, что был. А как иначе, десятиклассница залетела, не дождавшись вручения аттестата, и чему ее только в школе учили? Но именно так вопрос и не ставится, речь идет о разном моральном взрослении и ответственности, девочки оказываются старше и мудрее своих мальчиков.
Есть в том фильме правда? Берусь утверждать, что да. Были и у нас в классе романы, хорошо, что никто не залетел. То, что на экране пьют сок, а не портвейн, так это деталь отнюдь не решающая. И курило у нас 70 % класса, а здесь сплошь спортсмены. Зато говорят они на том же языке, что и мы, а не «дык» и «ёпрст», интересуются не только прическами и колготками, но и глобальными проблемами. Помню, как сбежали с урока физкультуры. Не пиво пить, смотреть в «Кинотеатре повторного фильма» вайдовский «Пепел и алмаз». Потом долго сидели на Гоголевском бульваре пришибленные такой трактовкой правды о войне. И на завтра с последнего урока в кино сбежали все остальные. Через день по классу стал ходить номер журнала «Иностранная литература» с «Записками молодого варшавянина» Ежи Ставицкого, о нем в «курилке» за школой только и спорили. И если мой сын в старших классах после подобных переживаний позволит себе пропустить бутылочку пенного напитка, я не буду от этого в восторге, но постараюсь его понять...
Вы давно видели «Школьный вальс» на центральных телеканалах? А «Розыгрыш», «Сто дней после детства» или «Плюмбум»? Вот уж где «-light», так «-лайт». Зато «Школа» из серии в серию наращивает свой обличительный пафос. Например, вчера там кого-то лишали невинности. Хорошо, что не на заплеванном полу подвала, как в киноверсии, но с пояснительным текстом к происходящему в самой его пошлой форме, даже «пиком» не удосужились закрыть. Потом в кадре было произнесено кодовое слово «черно.опый», а я то надеялся, что хотя бы без национальных разборок обойдется. И это только пятая серия! Интересно, что к двадцатой начнется, копрофагия?
Мне самому неуютно в роли защитника кинематографической нравственности, но всему есть предел, особенно, на общедоступном телевидении. С другой стороны, есть, что ответить тем, кто жестоко обиделся на трактовку образа учителя. В «Школе» они еще ничего, взятки берут, краснея, некоторые из них продвинуты и любимы учениками. А вот в «Папиных дочках» их коллеги поголовно представлены сексуально озабоченными недоумками, которыми руководит директриса, сдающая свободные площади компаниям по продвижению сетевого маркетинга. Сериал этот идет уже четвертый сезон, и я еще не слышал ни одного возмущения в адрес его создателей и продюсеров СТС. Или прав Михаил Задорнов: «Когда смешно, тогда не страшно»? Согласен, только суть и тяжесть проблемы от этого не меняются...
Честное слово, надоели споры по поводу, как художественных достоинств, так и недостатков сериала. Кино само по себе можно оценивать только по вкусовым предпочтениям каждого зрителя в отдельности - я видел, как профессиональные кинематографисты с Тарковского уходили в раздражении от непонятого - а уж «телемыло» тем более. Те, кто считает сюжет надуманным, и те, кто воспринял его откровением последних лет, каждый по-своему прав. Так устроен человек, кто-то специально видит мелкие огрехи, принимающие в его сознании глобальные масштабы, а кто-то огромную лужу на пути своем старается не замечать. В конце концов, сегодня можно переводить своего ребенка из школы в школу, если у него самого голова от этих перемещений не закружится.
Но это же телевидение, главный канал страны! Которому верят, которому по статусу не положено размениваться на мелочи. Наверное, вы сами обратили внимание на то, как часто генеральный продюсер ОРТ Эрнст оказывается за одним столом с первыми лицами государства. И кто поверит, что он рискнет на вверенной ему территории партизанщиной заниматься? Тем более, что министр образования Фурсенко «в целом» сериал одобрил. То есть показанный кошмар признал, но сделать ничего не может. Неужели не боится за собственное место? Ох, чует сердце, здесь дело в другом, есть какой-то тайный план...
Например, продвижение института частных школ, как альтернативы государственным. Уверен, под это дело немало лоббистов найдется на всех уровнях власти. Но только не за два года до парламентских и президентских выборов. Достаточно того, что у нас в стране диплом о высшем образовании бесплатным можно назвать только в особых случаях. Поставить на те же рельсы среднее - тут и до социального взрыва особой мощности рукой подать.
Я больше склоняюсь к другой версии, которая пока робко высказывается в Интернете. Сериал «Школа» твердо говорит об одном - ни педагоги, ни родители, ни милиция, ни гражданское общество в целом не могут сладить со школьным беспределом. Кого же звать на помощь, армию? Над нами весь мир потешаться будет.
Тогда остается один «институт» - церковь. Любой родитель, если он не сумасшедший маргинал из компании Виктора Анпилова или Эдуарда Лимонова, стоя перед дилеммой, кого выбрать в духовные пастыри своему чаду - православного батюшку или Ксюшу Собчак, несомненно остановится на первом. Глядя на телеэкран, понимаешь, что другого варианта просто нет, здесь даже такой последовательный атеист, как нобелевский лауреат Жорес Алферов, пожелает добра собственному внуку. И речь идет не об «Основах мировых религий», а именно о «Законе Божьем», раз в 90-ых из концепции среднего образования было исключено понятие «воспитание», а педагоги тогда с этим радостно согласились.
Что ж, и я «за», раз дело идет о спасении детских душ, но с оговорками и уточнениями. Понятно, что на территории России больше всего востребовано православие. Тогда как будут соблюдаться интересы других конфессий, а так же маленьких членов семей убежденных атеистов? Если внутри одной школы планируется создать отдельные классы по данным направлениям, не приведет ли это к новому всплеску национальной и религиозной розни, когда без спецназа всё равно не обойтись? Все мы помним трагедию православного миссионера Даниила Сысоева, ответственность за убийство которого взяли на себя фанатичные представители иной религиозной конфессии. Если есть такое, не окрасились бы наши школы в кровавый цвет окончательно.
Опять же о свободе. Имеется в виду не свобода пить, курить, заниматься сексом или хамить учителям, а духовная свобода, свобода выбора, свобода суждений. На мой взгляд, любая религия в той или иной степени ограничивает именно две последние свободы, что не есть правильно в подростковом возрасте. Здесь много зависит от тактичности и чувства меры наставника, у нас имеются такие в достатке?
Ну, а какое место в данной конструкции будет выделено светским учителям? Как ни крути, за их новыми коллегами в рясах будет стоять влиятельная и, что уж там, не бедная РПЦ, которая может оказать помощь одним своим авторитетом. В таком случае было бы логично дать работникам среднего образования статус госслужащих с вытекающими отсюда надбавками и социальными льготами. Высшее образование - оно для избранных, а среднее - для всех.
Только вряд ли нам об этом расскажет «Школа»...
Леонид Черток