Когда мне напомнили об этой дате, я сразу вспомнил, как мы все ждали его пришествия. Вернее, ушествия его предшественника, то самое пресловутое «протестное голосование», только без всякого выбора. Но тогда нам всем казалось, что хуже уже не будет, «кисломолочный» Николай Иванович всех достал своей простотой, которая оказалось хуже не только воровства, но мелкого взяточничества. Как же нам не повезло - сокрушались мы - у других губернаторов, хоть бы, масштаб есть, миллионами в карманах ворочают, а наш всё по мелочи. Мы стеснялись склочничества Киселева, его неумения подать на высоком уровне себя и область, неспособности сформировать губернаторскую команду. Правда, кое-кто прозорливый предупреждал - «как бы хуже не было». Мы только отмахивались - «куда там, дальше некуда». Теперь поняли, что есть...
Так вот, воспоминая о том времени и одновременно слушая сообщения из Киргизии, я начал находить много общего между нашими новейшими историями. Ведь киргизы тоже с нетерпением ждали ухода президента Акаева, он им казался безвольным слугой шайтана. Их Акаев похож на нашего Киселёва ещё и тем, что оба они люди внесистемные, достаточно случайные в политике, слабые по определению. Да, они действовали по лекалу всех постсоветских руководителей, стараясь обеспечить своих детей и ближайших родственников работой и выгодными контрактами. Киселёв пристроил дочурку к «фамильному» молочному бизнесу, сын Акаева «прихватизировал» республиканскую мобильную связь. Но сегодня подобная семейственность выглядит достаточно невинно, ибо есть, с чем сравнивать.
В Киргизии родственники Курманбека Бакиева заняли ключевые посты в руководстве государством, его сыновья, Марат и Максим, распоряжались иностранными инвестициями, приходившими в республику. В Архангельске сын Ильи Михальчука Саша стал настоящим «серым кардиналом» в администрации области, супруга Жанна Арнольдовна мощной торпедой ворвалась в бизнес, губернаторская сестра одно время распоряжалась областным имуществом, сводный брат руководит компанией, которой, при удачном для их семьи стечении обстоятельств, предстоит «осваивать» чешский кредит в миллиард евро. Заметьте, оба новеньких - люди системы, с нужными связями, именно их и ждали, что в азиатской республике, что в северной области. Однако работают эти связи исключительно во благо отдельных руководителей, а не всех граждан.
Конечно, Россия - не Киргизия, у нас не настолько развита внутри клановая солидарность, да и семьи по численности на порядок меньше. К услугам Бакиева был практически весь юг страны, людские и бандитские ресурсы. Но, несмотря на исторически сложившееся противостояния севера и юга, в маленькой Киргизии почти все дальние родственники, в крайнем случае, соседи.
Когда только стало известно, что к нам едет назначенец из далёкого Якутска, мы ему уже искренне сочувствовали - где он, бедняга, будет брать себе подчинённых? Кадровая корзина области к этому моменту была пуста, Киселёв, кажется, всех «перемерил». Поэтому массовый приход якутских соратников был воспринят с пониманием. С одной серьёзной оговоркой, мы ожидали деликатного прихода профессионалов, не опутанных коррупционными местными связями. Разве не из-за них Путин прислал к нам «варяга»?
А что в итоге? Только первый год закончился, как начались уголовные скандалы с участием членов михальчуковской команды (Беспалый, Акулов, Шаулов...). Причём такие, о которых становится известно всей стране. Так и хочется крикнуть - «это не наши, наши больше 15 тысяч долларов за раз не берут!».
Да и с местными кадрами всё непросто. Помните, как президент Бакиев в самом начале своего правления назначал на ключевые посты представителей северной системной оппозиции? Вот и губернатор Михальчук приблизил к себе бывшего либерального оппозиционера Таскаева, пытался приручить опального мэра Донского. В Киргизии эти люди недолго пребывали у власти и потеряли в ней значительно больше, чем приобрели, неплохой урок для наших. Но и для Михальчука - именно разжалованные соратники Курманбека Бакиева в итоге стали его главными политическими «могильщиками», как бы киргизская история не повторилась и у нас...
А теперь перейдём к главным совпадающим моментам. Как мы помним, президент Бакиев фактически подписал себе приговор, когда «кинул» премьера Путина с льготными кредитами, данными под обещание разобраться с американской военной базой. Вот и губернатор Михальчук пытался лукавить с Владимиром Владимировичем по поводу задолженности бюджетникам. Вроде бы, грех небольшой, несоизмеримый с бакиевским. Однако надо учитывать, что над президентом суверенного государства есть один руководитель - Аллах (о народном волеизъявлении в условиях восточного неофеодолизма даже глупо рассуждать). У нас совсем другая история, мы - субъект Российской Федерации, поток михальчуковского сознания ласковым (пока) похлопыванием останавливала та самая рука, которая два года назад подписывала приказ о его назначении. Думаю, все согласятся с тем, что когда обманывает свой - вдвойне обидно. Ну, а российский премьер совсем не похож на толстовца, и второй раз подставлять щёку не будет. Скорее, сам врежет так, что мало не покажется...
Так же хочу обратить ваше внимание на то, с чего началась очередная киргизская революция. С взбесившихся тарифов ЖКХ, взмывших вверх после того, как Россия отказала Бакиеву в дешёвых энергоресурсах за плохое поведение. У республиканской власти не было другого выхода, как повесить свои долги на народные плечи.
Вам эта ситуация ничего не напоминает? Массовые народные волнения в Архангельской области начались именно с тех самых тарифов. За два года правления Ильи Михальчука десятки раз обещанный газ так и не вошёл в каждый архангельский дом. Областная власть с завидным для других дел постоянством не осваивает федеральные средства, выданные под реконструкцию насквозь дырявой системы областного ЖКХ. О выполнении программы «Доступное жильё» и говорить не хочется - начали, было, строить социальный дом, деньги исчезли ещё на начальном этапе. Нет денег в казне - тарифы растут, вещь, характерная, что для Архангельска, что для Киргизии.
Можно, конечно, вспомнить и о мистических совпадениях. Например, о крепких связях обеих семей с Латвией, у младшего сына Бакиева там бизнес, у Михальчука-старшего - однокашники по училищу. Но так до чего угодно можно договориться. По сообщениям временного правительства Киргизстана опальный президент растворился в воздушном пространстве СНГ с 200 миллионами бюджетных долларов на борту. Конечно, у губернатора Михальчука не тот размах. Он, может, совсем ничего не имеет, кроме зарплаты, готов поверить и в такое. Но если нашего губернатора совершенно бесплатно дурят с восстановлением цхинвальской школы, которым вплотную заинтересовалась прокуратура, возникает законный вопрос - а нужен ли нам такой лоховатый руководитель?
Одно беспокоит - кого пришлют ему на замену? Будем смиренно ждать, от нас сие всё равно не зависит. Пока же, с экватором вас, Илья Филиппович. Извините, но «долгие лета» вряд ли получатся...
Леонид Черток