Нынешняя ярмарка тоже не стала исключением. В один из торговых дней губернатор Михальчук поджидал у торгового прилавка мэра Павленко. И когда дождался, то начал ему втирать про Горяшину. Кто такая? Ну, вы, батенька, отстали от жизни. Елена Горяшина - уже бывшая директриса гимназии № 3 г. Архангельска. За несколько дней до описываемого события мэрия разорвала с ней контракт. Почему? Слишком много нареканий в её адрес. В городе гимназия №3 давно прославилась непомерными поборами с родителей учеников, неуважительным отношениям к учащимся и педагогическому коллективу со стороны директора Горяшиной. Сообщениями об этих негативных фактах до сих пор пестрят архангельские интернет-форумы. Кроме того, нашей редакции стало известно, что данное учебное заведение находится на особом контроле у наркополицейских. Достаточно оснований для немедленного увольнения? И я о том же.
Так вот, губернатор начал уговаривать нашего мэра оставить Горяшину при должности. То есть, отменить собственное распоряжение, которое многие восприняли, как проявление политической воли. Правда, слово «уговаривать» не очень подходит к манере общения Ильи Филипповича. Точнее будет сказать - «наезжать», «прессовать». Типа «за неё такие люди просят» (интересно, какие, наркодилеры?), «Виктор, я же тебя выдвигал, грамотных помощников (Шаулова) в аренду давал». За точность цитат не ручаюсь, написанное лишь фантазия автора, но, почему-то, кажется, что так оно и было.
Вроде бы рядовая ситуация, региональный начальник просит муниципального о пустячном одолжении. Именно это и настораживало. На минувшей неделе у Виктора Павленко наступил момент истины - «поддастся - не поддастся». Он его выдержал с честью, уже в среду появился приказ о назначении на должность директора третьей гимназии Елены Калининой. Спокойно так, по деловому. А как же высокое мнение - «такие люди просят»? А никак, перетопчутся.
Но и это была не последняя неприятность, случившаяся у Михальчука на минувшей неделе. В ту же недобрую для архангельского губернатора среду 28 областных депутатов поддержали предложение фракции КПРФ внести в повестку сессии вопрос об обращении к президенту Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о досрочной отставке Ильи Михальчука. Голосов для внесения вопроса в повестку не хватило. Тем не менее, серьёзно обсуждать отставку губернатора, судя по всему, готова почти половина списочного состава Облсобрания (всего в региональном Собрании 60 депутатов), в том числе единороссы. Думайте сами, считайте сами - «за» обращение проголосовали 12 членов правящей партии, «против» - только 7. Есть они и среди воздержавшихся, тех, кто в душе тоже «за» импичмент и «против» Михальчука, но боится последствий такого публичного признания. Ну, а о чём думают те, кто не голосовал, и те, кто счёл за благо профилонить такую стрёмную сессию? Тоже не трудно догадаться, будь они ярыми сторонниками «якутских», грудью бы заслонили любимого руководителя, невзирая на температуру и аврал на работе. Возразите, если мои умозаключения ошибочны, а я послушаю.
Но и этим обидным щелчком по «якутскому носу» дело не кончилось. Мэр Архангельска Виктор Павленко и мэр Северодвинска Михаил Гмырин выступили с инициативой увеличить процент отчислений по НДФЛ в казну муниципальных районов и городских округов. Большинство депутатов (36 голосов) законопроект поддержали.
Изменения в межбюджетных отношениях произошли с 1 января 2010 года. Тогда в условиях экономического кризиса депутаты поддержали инициативу Правительства области сократить на 5% отчисления в бюджет муниципальных образований. В результате чего бюджет Архангельска «похудел» на 250 миллионов рублей, а Северодвинска - на 180 миллионов рублей.
Фактически муниципалитетам вернули некогда «отнятые» 5% НДФЛ. А кто их отнимал? Михальчук с гоп-компанией. Вот и получается, что организованное сопротивление «пришельцам» с городских улиц и площадей перекинулось в зал заседаний областного законодательного собрания. Ей-богу, даже жалко исполнительную власть, ведь туда ОМОН не запустишь, дубинками депутатов не разгонишь. И так все смеются...
Но любое действие, как известно, рождает противодействие. В конце рабочей недели по редакциям популярных архангельских изданий стали бродить некие людишки, пытаясь разместить откровенное мочилово. Людишки, надо отметить, служивые, не шантрапа какая-нибудь из «несогласных». Нет, я сам в своё время увлекался чёрными политтехнологиями, так ведь и времена изменились. Видно, у нашей власти от бессилия совсем «крышу сносит».
Пасквиль «от губернаторских борзописцев» пытались пристроить в несколько СМИ. И в каждом - от ворот поворот. Кто-то из редакторов повелся на здравый смысл и оказал послам Тараканища публиковать откровенный бред, кто-то отдал материалы на вычитку юристам... Но факт остается фактом - ни один пасквиль на страницах газет не появился. И, думается, уже не появится.
Мочилово-то, прямо сажу, бездарное (надо же было ради такого убожества целую пиар-команду чёрти откуда привозить). Одни только подписи под материалами много говорят об авторе (по стилю написания он один) - «Читатель местных газет Гапон (не поп)», «Хулио Замаранч», типа юмор. Так подписывались в середине 90-х, уже в начале нового века подобные вещи делались более изящно. Кто скрывается за этим хулио? Не суть важно, может Тайсаев, может сам Митьин, или новый начальник областной пресс-службы Нехаев (с ним лично пока не сталкивался, но поговаривают - тот ещё бутуз). Важно то, кого мочат...
Сразу две статьи посвящены депутату Второму. Написаны они в оскорбительной манере, недопустимой в отношении заслуженного человека в возрасте. Ну, что это за формулировки - «пора пить кефир» и «на ночь в сортир», да ещё прописать такую же диету всеми уважаемому Виталию Фортыгину? Насколько я знаю, Станислав Алексеевич, человек далеко не идеальный, впрочем, как и все мы, в свои немалые годы легко «крестится» несколько раз двухпудовой гирей. И если его «соринка» случайно залетит в глаз какому-нибудь писаке, мало тому точно не покажется. Только не будет бывший прокурор о шелудивых щенков кулаки марать, на то и было рассчитано.
Однако кефиры-сортиры ещё ерунда, написано для разгона. Вдруг да получится поссорить Второго сразу со всеми - с Фортыгиным, Таскаевым, Белокорвиным, Львовым, статья целиком состоит из одних намёков на их непростые отношения. Главный же месседж депутату Второму содержится во втором материале. Там больше говорится о его сыне Вадиме, юристе, и о его роли в истории с заостровской землёй. И резюме - «яблоко от яблони... берегитесь, Вторые!».
Ну, и что это, как не мелкая подлость? Даже в 90-х у правильных бандитов (не беспредельщиков) была молчаливая договорённость: «Дети и жёны не при делах». Давно поговаривают, что с приходом в Архангельскую область Михальчуков на неугодных им людей начали наезжать через их отпрысков. Мол, не отдашь бизнес, не так проголосуешь или закорючку под нужным документом не поставишь - сидеть твоему сыночку (дочурке) в СИЗО до морковкиных заговений. Примеряю эту ситуацию к себе и в ужасе понимаю - я бы сломался. Но потом грохнул шантажистов (это не угроза, размышление). Между прочим, насколько мне известно, ещё недавно Вадим Вторый был чуть ли не в приятельских отношениях с Михальчуком-младшим. Интересно, какая кошка (или дама) между ними пробежала?
А ещё интереснее, почему наезжают именно на депутата Второго? Ведь в списке «оппортунистов» его имя не значится, он просто не голосовал. Думаю, мы имеем дело с показательной поркой, чтобы остальные «не в меру самостоятельные» законодатели задумались - «уж если с этим тяжеловесом сладили, что же меня, болезного, ожидает?». Впрочем, искреннего сочувствия Станиславу Алексеевичу и остальным членам его фракции от меня не дождаться. Раньше не надо было прогибаться перед якутскими, вставать в коленно-локтевую позицию!
Чтобы закончить с дурно пахнущей писаниной, коротенько пройдусь по третьей статье, полностью посвящённой руководителю аппарата архангельской мэрии Владимиру Гармашову. Тут из него не пойми что делают, то ли московского чиновника Ресина (у того часы за миллион баксов, у нашего за 60 тысяч, что даже скромно для владельца ряда успешных предприятий), то ли серого кардинала эпохи застоя Суслова, то ли сицилийского консильери. Последнее, как минимум, опрометчиво. Если Гармашов действительно такой, как его размалевали, то автор статейки не доживёт и до утра следующего дня после публикации. Смотрите фильмы про итальянскую мафию, её обычаи и нравы, в них всё подробно показано.
Главная же идея наезда заключается в том, чтобы объяснить гражданам - Гармашова с Павленко свёл Донской. Тот самый мэр, который полгода отсидел в тюремной камере! Пусть и на пару лет попозже, но какая разница. Зато создан ассоциативный ряд, через который проще связать фамилию крупного городского чиновника с ОПГ, где он, по версии автора занимался и занимается разработкой воровских схем. Это ж как из рук вон плохо работают наши спецслужбы, что допустили крутого бандюгана в самое сердце управления областной столицей! На месте ФСБ я бы спросил с автора за клевету...
Впрочем, и Гармашов не главная цель. «Острое перо» явно нацелено на его шефа - мэра Павленко. Мол, «читай, архангелогородец, и делай нужные нам выводы - если у градоначальника такой отвязный консильери, то сам мэр вылитый Крёстный отец!». Что-что, а читать мы умеем, а так же отделять зёрна от плевел. Не надо держать северян за недоумков, господа заезжие провокаторы, можно и ответить...
В конце вернёмся ненадолго к скандалу в Облсобрании. В пятницу в Архангельске высадился десант из Москвы от руководства партии «Единая Россия». В его составе руководитель контрольно-ревизионного управления ВПП «Единая Россия» и депутат фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Гольдштейн, которого как раз и называют «куратором» региона в руководстве партии.
Все ожидали большой разборки и оргвыводов в отношении 12 «отщепенцев». Однако ничего ужасного, по свидетельству очевидцев, не произошло, так, поговорили. А почему все ждали, что московское партийное руководство грудью встанет на защиту михальчуковской чести, он что им - брат или сват? Например, мне известно, что Пал Палыча Бородина, далеко не последнего человека в партии и государстве, натурально трясёт от одного упоминания фамилии Михальчук, на дела которого он насмотрелся ещё в Якутии. Или вспомните брезгливо-ироничное выражение лица премьера Путина, когда тот трепал по потной ручке нашего губернатора, пунцового от страха и стыда.
Что мы знаем о высоких покровителях Ильи Филипповича? Действительно, его опекает средний кремлёвский чиновник Олег Говорун, их жёны состоят в близком родстве. И дальше что? Ведь не Сурков же, я фамилию Говорун слышу исключительно в контексте михальчуковской карьеры. И сдаётся мне, что он отнюдь не так всесилен, как это старается нам представить якутская команда. А вот убрать не только надоевшего всем, но и вредного области губернатора - отличное начало долгой избирательной кампании президента Медведева.
Просто об этом надо говорить на улицах и площадях, с трибун законодательных собраний, а не по кухням и рабочим курилкам. Вот и будет Михальчуку точка невозврата...
Леонид Черток