...Три года назад позвонил мне приятель:
- Ты последний выпуск «Северного комсомольца» читал?
- И не собирался.
- Немедленно засылай тещу в киоск, там такое... Узбекская девочка Мамалат на плече у Сталина по сравнению с перлом Лойченко - наивная зарисовка из «Мурзилки». Это репортаж с ХХV съезда КПСС из «Комсомольской правды»! Нет, с ХV-го, в 70-х такой порнографии себе уже не позволяли.
- Не паникуй, попробуй читать между строк.
- Ну-ну, что-то не верится, я с этими людьми работал. Ладно, сам прочитай, потом поговорим...
Через 15 минут я держал в руках этот «боевой листок» регионального отделения «Единой России». Вчитываюсь в передовицу за подписью главного редактора газеты Светланы Лойченко, и, как говорит сегодняшняя молодёжь, «крыша начинает отъезжать». Под пояснительной, трижды повторяющейся надписью «VIII съезд партии власти» название ударного материала: «Вы счастливая. Вы ЕГО видели...». Угадайте, о ком это? О нём, о Путине, который вот-вот станет национальным лидером.
Я привык видеть в людях только хорошее, пока они меня окончательно не разочаровывают. Поэтому предположил, что коллега Лойченко, уставшая от наездов и поучений наших единороссов, решила обстебать пафосное мероприятия, описав его в лучших традициях совковой журналистики. Ну, действительно, не будет же профессионал в здравом уме и трезвой памяти пользоваться метафорой «лисичкин хлеб», знакомой нам по детским рассказам о Ленине. Или такой пассаж: «План Путина кроется в Восьми Посланиях Путина. При этом Семь не работают без Одного, а Шесть без Двух. В каждом послании - магический ключ, открывающий дверь...». «Властелин колец» в чистом виде, пора Свете Лойченко брать творческий псевдоним «Света Толкиен»!
Обо всём этом я и написал в своих Итогах недели. Потом мне рассказывали, как главред Света целый месяц ходила по редакции с распечаткой и лукаво улыбалась - «только Черток меня понял». Я тоже желал ей всего наилучшего...
И вот какое разочарование! Перед самым Днём национального единства популярная в регионе газета «Правда Севера» опубликовала интервью всё той же Светы с губернатором Михальчуком. Мне стало понятно - три года назад журналист Лойченко не шутила и не иронизировала. Наоборот, она выполняла свой профессиональный долг так, как его сама понимает. То есть, до полного удовлетворения (оргазма) заказчика.
Беседа с первым лицом вышла под заголовком: «Если исключить некоторые разочарования». Название имеет значение. Сразу становится ясно - будут «мочить»! Не только губернатор, но и журналистка, у них есть общие враги...
Разговор о разочарованиях начинается почти сразу же. Перед ним лишь краткое описание доверительных отношений, сложившихся за эти годы между редактором Лойченко и губернатором Михальчуком. Тут приходится читать между строк. Вот первая супружеская чета области приглашают журналистов на свою фазенду в Бабанегово. Все работают, пишут, снимают, в то время как «совесть поморской журналистики» запросто пьёт чай с хозяевами, интервью оставлено на рабочий день. Знающие, да поймут - «Света у нас не просто так, она своя во властных сферах». Прелесть какая...
После пары абзацев умиления простотой губернаторского быта и воспитанниками детского дома, об опеке над которыми за две недели до этого подробно рассказал и показал Леша Шемякин в «Панораме Севера» (по крайней мере, мне так казалось), журналистка переходит к главному:
-Сейчас вы можете сказать, что у вас были кадровые ошибки?
-Да, могу...
-Поставлю вопрос так: Сергей Молчанский, ваш заместитель, которого вы пригласили из Якутии, это ошибка?
-Могу сознаться - это была моя ошибка, как бы ни тяжело было говорить. Но, думаю, ошибаться не стыдно. Стыдно не признать ошибку. Вспоминаются строчки Евгения Евтушенко: «Просто целиться в лампу, трудно - в нечто без данных, яркость - слабость талантов, серость - сила бездарных».
Отрадно, что наш губернатор так свободно, пусть и не совсем к месту, цитирует современного поэта, не входившего в нашу с ним обязательную школьную программу. В остальном эмоции негативные. Многим, тем более работникам обладминистрации, хорошо известно о трагедии, случившейся в семье первого заместителя главы региона, его старший сын несколько месяцев находится между жизнью и смертью. Порядочные люди, зная это, лучше просто промолчат, чем лишний раз будут трепать фамилию. Неужели Михальчук не понимает, какой фальшью, каким лицемерием после сказанного сейчас несёт от той части интервью, в которой он рассуждает о крепости мужской дружбы? Вспомните об его якутских замах, осуждённых на разные сроки, о судьбе которых вывернувшийся из рук правосудия бывший мэр благополучно забыл. Ничего себе показатель мужской чести, не правда ли?
Но, даже не касаясь нравственных аспектов, разве можно поверить, что Молчанский действовал без согласования со своим шефом? Впрочем, и здесь всё непросто. Летом этого года журналисты нашего агентства посетили Южную Осетию и на месте установили, что на самом деле происходит с восстановление школы № 5, ответственность за судьбу которой, трудами нашего губернатора, теперь лежит на Архангельской области. Так вот, у осетинских строителей претензий к Молчанскому нет, зато Михальчука в Цхинвал не считают мужчиной, раз он не умеет держать слово и «кидает» старых друзей. Что касается профессионализма Лойченко, то журналистка прямо вывела интервьюируемого на удобный и заранее оговорённый вопрос-ответ. В первой древнейшей этот приём называется «удачно подмахнуть клиенту»...
Дальше настала очередь Виктора Павленко. «Правда Севера» считает, что мэр Архангельска её притесняет, пришло время свести счёты. Не могу удержаться от цитирования:
«-Еще на ваши сто дней мы проводили опрос, где спрашивали также и об ошибках губернатора. Почти все наши собеседники первой и главной назвали выборы мэра. Вот одна из цитат: «Огорчают некоторые политические ошибки, отражающиеся на имидже губернатора. Конечно, не лучшим образом отразилась и на имидже областного центра просто детективная история, затеянная горизбиркомом по пересчету голосов на выборах мэра Архангельска». Чего уж там - Виктор Павленко стал мэром практически благодаря вам. Хотя, в принципе, вас можно было понять - только приехали в регион, выборы уже шли, у вас был опыт конфликта с президентом Штыровым, здесь прежние губернатор и мэр не нашли общего языка. И поиск взаимопонимания - это всегда хорошо. Вот вы остановили свой выбор на Викторе Павленко. Сейчас вы довольны тем, как складываются ваши взаимоотношения?
- Конечно, нет. Рассчитывал на более длительную конструктивную работу на благо города.
- Речь идет о конфликте с мэром?
- Конфликта нет, есть непонимание по тем вопросам, где надо поступиться своим «я» во имя города и горожан.
- Что вы имеете в виду?
- Я не понимаю его позицию по первой городской больнице - ведь клинику надо сохранить, от этого зависит здоровье и жизнь горожан; также беспокоит злополучный дом, который можно было бы достроить - имею в виду строительство социального дома по улице 40 лет Победы. Непонятные в общем-то вещи с этим домом, в ущерб городу и городскому бюджету. Еще - неправильное, небрежное отношение к кадрам - непродуманное увольнение директора третьей гимназии Елены Горяшиной. Думаю, есть и хорошие дела, пусть люди судят, но раз вы меня спросили, вот это навскидку вспомнил. А люди всегда дадут более объективную оценку...»
Так и тянет сказать - «видел в жизни наглецов, но таких...». Полное впечатление, что интервью писалось для жителей далёкого Приморского края, не ведающих поморских реалий. Разве не губернаторский протеже Шаулов, Михальчук фактически заставил новоизбранного мэра Павленко взять его к себе замом по строительству (такой должности в архангельской мэрии просто не было), чьё имя стало нарицательным в разговорах о коррупции, увёл со строительства поминаемого социального дома 119 миллионов рублей?! Получается, глава региона не только не признаёт свой промах в кадровой политике, но и не делит груз моральной ответственности за случившиеся с мэром (сам-то Павленко её с себя не снимает, хотя два года назад он находился под жёстким прессингом путинского назначенца). Или пассаж насчёт Горяшиной, дамы с исключительно скверным характером и подозрительными связями, о которых я писал в Итогах недели.
Возникает закономерный вопрос - зачем Лойченко в интервью с Михальчуком ещё раз муссирует эти сомнительные, мягко говоря, темы? Есть только одно объяснение - эти двое держат читателя за быдло, верящего во всё, что напечатано. О каком уважении к жителям области тут можно говорить...
Дальше в тексте идут пространные рассуждения о губернаторских принципах (признаёт критику, но не приемлет критиканство) и о его роли в светлом будущем Архангельской области. Глава региона скромно признаётся, что единственный груз на его совести - это недостроенный кафедральный собор. Лойченко лишь сочувственно кивает за кадром. Тем не менее, Свете наверняка известны подробности давней беседы покойного епископа Тихона с представителями областной администрации по строительству. Светской властью было поставлено жёсткое условие - все финансовые вопросы контролируют её люди, в частности, Михальчук-младший. Излишне говорить, что после владыка не стал проявлять активность в этом вопросе, богоугодное дело должно вершиться только чистыми руками. Скажу больше, бытует мнение, что новый епископ Архангельский и Холмогорский появится вместе с новым губернатором. Дай-то Бог...
Однако рядового читателя всегда интересует что-то личное и жизни ВИПов. То, что Михальчуки «ютятся во времянке» (цитата по Лойченко), упоминается в статье дважды. Неужели не хотят обосноваться, так сказать, врасти? Оказывается, хотят, «да кризис помешал». Что удивительно, насколько мне известно, зарплата госчиновников в последние годы только росла, а стоимость строительных работ наоборот падала. Но почему именно здесь, Михальчук был назначен к нам в свой полтинник? Он скромно упоминает «этапы большого пути» - родился в Литве, жил в Казахстане, потом Якутия (экое перекати-поле). В последнем пункте прожил 31 год, больше половины жизни. И тут Илья Филиппович дал маху, фактически во всём признался: «...При всей благодарности к той земле, возврат туда невозможен». С чего бы это? Лойченко ранее упоминала о конфликте своего героя с якутском президентом Штыровом, но Республикой Саха теперь руководит другой человек - Егор Борисов. Здесь всё просто, стоит только подумать. Судите сами, о губернаторе Ефремове СМИ, в том числе и электронные, вспоминают в основном в превосходных выражениях. О следующем за ним Киселёве все давно и дружно забыли, было да прошло. А вот бывшему мэру заполярного Якутска Илье Михальчуку местные журналисты до сих пор посвящают критические материалы, он у них удостоился отдельной криминальной рубрики. Это же надо было так достать людей! И Света Лойченко будет нас убеждать, что знать об этом ничего не знает? Так её Михальчук сам вложил, упомянув, как главный редактор ПС прошвырнулась по местам его «трудовой славы». Ещё одна заповедь представительницы первой древнейшей - «не суетись под клиентом и без пущей надобности рот не раскрывай».
В последние недели наблюдатели отмечают - у губернатора Михальчука начался ренессанс публичности, он раздаёт интервью направо и налево. Многие, я в их числе, расценивают этот приступ открытости как агонию в предчувствии скорой и неизбежной отставки. Видимо, кураторы в Кремле поставили перед губернатором почти непосильную задачу - «измени мнение народа о себе, иначе не взыщи». Вот он и старается, из штанов выпрыгивает.
Впрочем, чувство меры и логика ему периодически изменяют. Например, мне запомнилось такое: «Я не против митингов, сам участвовал в 91-ом и 93-ем...». Сразу возникает вопрос - на каких позициях, поддерживал эпоху перемен или выступал на стороне путчистов? Если судить по сегодняшнему поведению, скорее всего, что последнее...
Хорошо пишут о Михальчуке. Особенно, когда это делают посторонние журналисты и за хорошие деньги, насколько я в курсе, подобный материал на РБК стоит порядка полумиллиона рублей. А вот лично Лойченко платят вряд ли, её газета давно на подёнщине у губернатора. То есть удовлетворяет самолюбие губернатора фактически бесплатно, за голый должностной оклад. И это уже не профессия, коей по факту является проституция, а склонность характера. По-простому говоря - бл...тво. Кто-то может возразить - Лойченко просто выполняла заказ исполнительной власти. Тут дело в том, как исполнять - формально, со скрытой иронией или от всей души. Даже Вельский глава Смелов в своём известном признании в любви к Михальчуку кажется мне менее искреннем.
С одной стороны, дело каждого взрослого человека, чем торговать. В том числе, душой или телом, в последнем случае отделываются административным взысканием (если не рассматривать руководство «Правдой Севера» как содержание притона). С другой, Светлана Лойченко много лет позиционирует себя «совестью поморской журналистики». Очень она любит рассуждать на тему профессиональной нравственности. Особенно проникновенно у неё это получается во время дачи показаний против своих коллег по цеху (вспомните судебный процесс над Азовским). Её подруга Третьякова преподаёт «правовую журналистику» в ПГУ, наверняка на лекциях профессиональная деятельность Светы фигурирует в списке положительных примеров. Представляете, какую смену, с какими моральными принципами нам там готовят...
Что касается Михальчука, то с ним всё ясно, и как с губернатором, и как с человеком. В эти праздники Россия прощалась с Виктором Степановичем Черномырдиным. Ни одного плохого слова о нём не было сказано ни со стороны коммунистов, ни со стороны либералов, хорошее говорилось не протокольно, а с предельной искренностью. Теперь представьте, какую память о себе оставит в Архангельской области Илья Михальчук, беззастенчиво сдающий и подставляющий самых, казалось бы, близких своих соратников. Наверное, похлеще, чем оставил о себе в Якутии. Удивительный он всё-таки человек, несгибаемый. Вся область ему говорит - «отвали, ты вреден», а он в ответ лишь одно - «нет, я полезен, вы просто ничего не понимаете».
Концовка интервью меня растрогала незамысловатой простотой губернаторского признания: «все-таки я счастлив...». Ещё бы не счастлив, неудачливый мэр заполярного городка вместо того, чтобы сесть на скамью подсудимых вместе со своими замами, получил «на кормление» не самую маленькую область страны. Представляете, какие деньги он на ней сделал и ещё надеется сделать? Мы тоже будем счастливы! Как только Михальчук отвалит отсюда...
P.S. Михальчук в конце концов отвалит, никуда не денется, но Лойченко-то останется. Интересно, как она жить дальше собирается среди нас?
Леонид Черток
Фото Н.Гернета, архив - первая встреча И.Михальчука с журналистами Архангельска