Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Особенности национальных авиаперевозок: «Дагестанские авиалинии» доигрались до катастрофы из-за отсутствия конкуренции

 

Итак, аварийная посадка самолёта ТУ-154, принадлежащего «Дагестанским авиалиниям» в Домодедово. Взлетал борт, между прочим, из Внуково, в воздухе у него последовательно отказали все три мотора, при посадке самолёт фактически планировал. Только представьте, что было, если бы диспетчеры аэропорта ответили: «Откуда взлетали, там и садитесь, нам чужие геморрои не нужны!». И ничего я не нагнетаю и не утрирую, в нашей Раше и не такое бывает.

По официальным данным, на борту самолета находились 169 человек. В результате инцидента погибли 80-летняя мать члена Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Еще 87 человек получили травмы. Одна из вероятных причин катастрофы -  так называемая «курсантская ошибка» экипажа.

Следствие долго не могло определиться (на момент написания материала так и не определилось) с приоритетной версией случившегося. Изучают найденные бортовые самописцы и видеозаписи экстренной посадки самолета. Важная подробность, в минувший четверг появилось сообщение, что следователи так и не получили на руки самый важный из «чёрных ящиков», неужели кто-то что-то скрывает? В Сургуте изымаются образцы топлива с борта воздушного судна, которое заправлялось из одного бака с аварийным Ту-154, а в Дагестане - документы летной эксплуатации воздушного судна.

У большинства пациентов, доставленных в домодедовскую больницу, переломы и черепно-мозговые травмы, у четверых - переломы позвоночника. Как рассказывают непосредственные участники инцидента, пассажиры помогали спасателям эвакуировать раненых. Например, им приходилось пилить деревья, пробившие обшивку самолёта и зажавшие пострадавших пассажиров.

28-летняя стюардесса Жанна Арсланалиева свидетельствует, что электроника отказала примерно через десять минут после того, как самолет набрал высоту. По словам Жанны, командир попросил ее предупредить пассажиров об аварийной посадке. «Посадка была очень жесткой. Крики, плач, удар. Мы тут же открыли люки у крыльев, спустили трап. Но люди стали прыгать сами через разлом в самолете», - вспоминает стюардесса. Во втором салоне лайнера оторвались кресла, которые не давали выйти оттуда пассажирам. Экипаж вынес аптечки и начал проводить эвакуацию до прибытия спасателей и врачей.

Сама стюардесса получила вывих плеча. По ее словам, у командира лайнера Закаржи Закаржаева травмы лица, у штурмана Марата Кимпаева сломана нога, у стюардессы Александры Матюшенко также перелом ноги. Камила Алиева и Александр Мишин получили ушибы при падении.

По мнению Жанны, всех участников полета спас командир лайнера Закаржи Закаржаев, который после приземления сумел избежать столкновения самолета с бетонной стеной и линией ЛЭП. Как рассказала Жанна, в тот роковой день она не должна была лететь, но одной из стюардесс стало плохо, и ей пришлось выйти в смену. Кто-нибудь станет возражать, что это судьба? Или испытание свыше...

По рассказам пассажиров злополучного рейса, люди заподозрили что-то неладное минут через двадцать после вылета, когда по салону пробежал бортпроводник и попросил застегнуть ремни безопасности. Паники не было, самолет летел в облаках, и пассажиры ничего не видели. Через какое-то время самолет начал резко снижаться, и произошел удар о землю. Есть свидетельства, что самолет потряхивало в воздухе, однако об отказе двигателей людям не сообщили. Последнее нельзя бездумно принимать на веру, у нас народ особенный, часто, что надо, не слышит, и наоборот.

Командир экипажа Закаржаев примерно через двадцать минут после вылета из "Внуково", когда машина находилась на высоте около 9 тыс. метров, сообщил диспетчеру, что у самолета отказал один из двигателей. Через две минуты он передал об отказе двух других турбин, генераторов и всей автоматики, в том числе навигационной системы. При приземлении самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы более чем на 400 метров, остановился буквально в 15-20 метрах от северной границы аэропорта и развалился на части.

Фюзеляж самолета оказался разломленным, нос лайнера уперся в бугор. По мнению специалистов, если бы самолет не наткнулся на бугор и на скорости врезался бы в бетонное заграждение, могли взорваться топливные баки. Остановившись, самолет развалился на две части, причем задняя часть при торможении разломилась и наскочила на переднюю часть.

Когда я читал о произошедшем в Домодедово, то в первую очередь представлял кадры из фильма «Die hard-2». Тот самый, с Брюсом Виллисом в роли Крепкого орешка. Помните, воздушному лайнеру, выработавшему топливо, приходится садиться на полосу незнакомого аэродрома в кромешной темноте. Лётчики не успевают затормозить самую малость, борт врезается в ограждение, того, что осталось в почти сухих баках хватает, чтобы самолёт вместе с людьми вспыхнул как свечка. Нашим же хватило мастерства этого избежать при переполненных баках. Какая там «курсантская ошибка», перед нами мастера высшего пилотажа и герои трудовых буден! Тут с другими надо разбираться, между прочим, американский аэропорт на момент аварии был обесточен террористами. Прочувствуйте разницу...

Вот реальное положение дел на этом кавказском направлении. «Авиалинии Дагестана» - единственный авиаперевозчик, осуществляющий рейсы из Москвы в Махачкалу и обратно, причем несколько раз в день. Ранее рейсы по этому маршруту выполняла также авиакомпания S7 Airlines («Сибирь»), однако с тех пор, как она прекратила эксплуатацию моделей советского времени и перешла на суда иностранного производства, ее полеты в Махачкалу были приостановлены в связи с неприспособленностью махачкалинского аэропорта для приема таких самолетов, как Airbus и Boeing.

Антимонопольщики уже предъявляли авиакомпании претензии по поводу необоснованно высоких, по их заключению, тарифов на авиаперевозку. В июле 2008 года ФАС потребовала от компании снизить цены, указав, что рентабельная стоимость авиабилета по маршруту «Махачкала-Москва» составляет 6 363 рубля, тогда как у «Авиалиний Дагестана» она превышала 11 000 рублей. В ноябре 2009 года ФАС оштрафовала «Авиалинии Дагестана» на 4 миллиона 328 тысяч рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке авиауслуг.

В авиапарке «Авиалиний Дагестана», согласно информации на сайте компании, находится 11 воздушных судов, в том числе Ту-154М, Ту-134Б и Ан-24РВ.

Самолеты Ту-154М эксплуатируются в авиапредприятии с 1995 года. Потерпевшее аварию судно, по данным авиакомпании, выпущено в 1992 году, допускалось к полетам в Европу, а в 2009 году прошло капитальный ремонт.

Вот лишь один комментарий появившийся в Интернете после катастрофы от возмущённого пассажира, вынужденного пользоваться услугами «Дагестанских авиалиний»: «Эту авиакомпанию надо ликвидировать, а руководство - под суд. Самые высокие тарифы за перевозку и самое ужасное качество техники и обслуживания!!!». Ну, что на это можно сказать? Только искренне посочувствовать. По информации "Кавказского узла», ЧП в Домодедово, как минимум, четвёртый случай аварийной посадки, случившийся с бортами ДА с осени 2007 года.

Почему же дерут такие деньги за билеты при минимуме гарантированной безопасности? Потому что альтернативы нет, больше в Дагестан никто не летает. И дело не только в технических возможностях полосы махачкалинского аэропорта. Там с чужаками просто разговаривать не будут, ещё и отстрелят, как потенциальных конкурентов. Я сразу представляю автомобильный парк кавказских республик, тот, что работал под государственное такси в советское время. Настоящие корыта хромали по горным дорогам, в слое ржавчины с трудом угадывались очертание «Волг» и «Москвичей», лишь бы довёз. Думаю, этот же принцип сегодня перешёл и на авиатранспорт. Ведь обычная профилактика перед рейсом тоже денег стоит. Почему бы и не сэкономить?

Кстати, лично я бы ещё один раз тщательно проверил качество топлива. Или кто-то очень разгневал Всевышнего, чтобы сразу отказали три двигателя, или это сознательная диверсия, или бессознательная тех, кто выпускал несчастный борт в рейс - «и так сойдёт...». Если есть горючее, особенно дорогое, кого-то так и тянет его разбодяжить. Вспомните, как эмигранты второй волны на деле испробовали совет, данный в фильме «Джентльмены удачи»: «Не ты ли бензин ослиной мочой разбавлял?» на американских заправках. Даже мексиканские эмигранты до такого не додумались, а наши - легко! А уж на Кавказе...

Есть мнение, что гибель брата заставит президента Дагестана задуматься над бардаком, творящимся в его республике. В чём я сильно сомневаюсь, ведь случившееся - лишь молекула общей кавказской системы, сложившейся ещё во времена социализма. У тех, кто получил независимость, то есть обрёл национальное самосознание и гордость, возможно, дела обстоят лучше (хотя и не уверен). Этим же просто наплевать, пятно разгильдяйства ложится на всю Россию.

Я бы вот что сделал. Обязал сомнительные национальные авиакомпании продавать билеты только своим соотечественникам. Для гостей Кавказа и командированных существует железная дорога. Пусть медленнее, зато целее...

 Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (151)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20