Выдвижение нового секретаря проходило многоступенчато. Сначала, 15 июня в Москве состоялось заседание Бюро Высшего совета ВПП «Единая Россия», на котором были утверждены две кандидатуры секретарей региональных политсоветов - в Архангельске и Ульяновске. Президиуму генерального совета партии рекомендовано рассмотреть кандидатуру Эрнеста Белокоровина для избрания на должность секретаря регионального политического совета Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». (Из официальных источников, лучше них и не скажешь).
Меня больше всего поразила реакция на это протокольное событие архангельских сторонников партии власти. Триумф, брызги шампанского, «ура, нашего Эрика признали за своего не только «ореховские», но и кремлёвские, быть ему мэром всея Архангельск!». То ли сами не семи пядей, то ли нас за недоумков держат? Москва даже такую неординарную фамилию, как Белокоровин, забыла вечером того же дня, когда утверждала. И вспомнит лишь тогда, когда ведомая им партия, наберёт по области меньше голосов, чем рассчитывали в федеральном центре. А уж за тем последуют такие оргвыводы, что будьте ласковы...
Но главная интрига была впереди. После московского утверждения, прохождение местного политсовета воспринималось нудной рутиной, обязательной к исполнению. Так вот, 18 июня (аккурат в мой день рождения), на внутрипартийных выборах в региональный политсовет архангельские единороссы преподнесли сюрприз. «Мимо кассы» пролетели такие видные члены «якутской команды», как Настенька Старостина, гордый сын гордого осетинского народа Тамерлан Тайсаев, и даже Михальчук-младший (который Саша). Сам Илья Филиппович заранее взял самоотвод, об истоках этой предусмотрительности мы поговорим чуть позже. Так же не у партийных дел оказались всеархангельский вещун Яков Попаренко и бывший главный демократ области (кто ещё это помнит) Дмитрий Таскаев. До последнего не верил, что Дима вступит в эту партию не по приговору суда. Остаётся надеяться, что он там за Штирлица, короче, свой среди чужих.
Сам Эрнест прошёл впритирку - 46 голосов «за» из 88. Главным «премьером» дня стал северодвинский мэр, за него проголосовали все делегаты, даже никто покурить не вышел. Пытался выяснить, с чем связан феномен такого доверия. В ответ услышал - «Михаил Гмырин самый нейтральный». Поняли, партийцы, что сейчас в цене? Мотайте на ус (или что там у вас есть)...
Вернёмся к Михальчуку-старшему. Поначалу может показаться, что Илья Филиппович продемонстрировал похвальную дальновидность, провёл «маркетинговое исследование» и не стал обрекать себя на позор провала. В таком случае, честь и хвала единороссам, впервые давшим организованный отпор «якутским». И не только пришлым, прокатили даже Преминина, подзабытого нами мордодела-неудачника времён губернатора Киселёва. Неужели партия действительно решила очиститься от скверны?
Но давайте рассмотрим и другую версию. Губернаторские опричники заранее договорились с делегатами партконференции, кто, за кого и как голосует. Теперь в случае громкого провала на парламентских выборах, все эти михальчуки, тайсаевы, настёнки и пр. оказываются как бы и не при делах. Москва конкретно сказала - в Архангельской области крайне низкий уровень доверия к партии. Вот «якутские» и будут посмеиваться в уголке - «без нас этот уровень стал ещё ниже».
Почему я выдвигаю такую версию? Потому что не верю в искренность и честность членов этой партии, особенно тех, кто входит в руководящие органы. И буду только рад, если меня переубедят в этом.
А что же Белокоровин? Пусть вас не смущает настойчивая просьба новенького секретаря политсовета не записывать его раньше времени в мэры Архангельска. Он прав, всё будет зависеть от результатов тех же декабрьских выборов в Госдуму. Впрочем, при провале ЕдРа ответственность с ним разделит и действующий градоначальник Павленко, как глава городского штаба. Правда, не уверен, будет ли это для архангельских избирателей таким уж минусом на мэрских выборах...
Как ни крути, получается, что Эрнест Анатольевич своей выпуклой грудью прикрывает Илью Филипповича, в более толерантных к партии власти регионах выборами руководят исключительно губернаторы. Но мне непонятно, в каком качестве при Михальчуке выступает Белокоровин? С одной стороны, он похож на клеврета, в котором хотят видеть проводника и переговорщика с остатками недограбленной архангельской бизнес-элиты. С другой, министр промышленности, транспорта и связи пойдёт на выборы, как агнец на заклание. Возникает подозрение, что Эрик у «якутских» на отработке. Примерно так же тринадцать лет назад Сергея Кириенко поставили накануне дефолта премьер-министром в наказание за развал Нижегородского оргсинтеза (НОРСИ). Ну, а наш-то чем провинился? Да мало ли...
Кириенко повезло. Народ его не растерзал (хотя мог), власть отблагодарила хлебным «Росатомом». Для Белокоровина фиаско в должности секретаря политсовета ЕР, особенно после его программного заявления о подъёме авторитета партии, может означать закат политической карьеры. Да и с бизнесом начнутся проблемы, после естественного ухода «якутских», активно сотрудничавшие с ними местные автоматически попадут в разряд «полицаев». Впрочем, Эрнест Анатольевич взрослый мальчик, должен сам понимать.
Пока в Архангельске обсуждают рокировки в ЕР, губернатор Михальчук, сделав вид, что ему эти проблемы неинтересны, отправился с инспекционной поездкой в НАО, который он по законы должен опекать и пестовать. И ведь подгадал момент, когда местный губернатор Фёдоров отбыл в южные края для поправки здоровья.
Всё, больше можно ни о чём не говорить. Ни об обязательствах области перед округом, ни о том, что, заполярные жители, работающие в областных структурах, попадают в категорию малообеспеченных, жалобами на такое положение дел пестрит интернет. Если главы двух родственных регионов избегают общения друг с другом, надо срочно снимать обоих, это не политики, не руководители.
Подождём других?
Леонид Черток
Фото Н.Гернета, архив