Если вкратце, то история, приведшая обрыву связей старыми союзниками - Турцией и Израилем, - началась 31 мая 2010 года. В этот день (точнее, был уже вечер) израильские коммандос в нейтральных водах взяли на абордаж так называемую «Флотилию свободы» - несколько турецких кораблей, шедших в Сектор Газа якобы с гуманитарным грузом. Но этим дело не ограничилось, во время штурма девять турок были убиты, еще несколько - ранены.
Обе стороны провели по своему расследованию, призванному дать ответ на два вопроса: что привело к инциденту и кто в нем виноват. Трактовки, естественно, оказались противоположными.
Иерусалим объявил, что действовал строго в рамках закона - корабли шли в сектор, который официально (хотя и односторонне) объявлен закрытой зоной, капитанов судов предупредили о недопустимости таких действий и о неминуемом штурме, но они отказывались менять курс. По израильской версии подкреплённой видеосъёмкой с места событий, при высадке на суда спецназовцев начали избивать, после чего они (сугубо в целях самообороны) открыли огонь на поражение. Кроме того, подчеркивалось, что на коммандос напали люди, вооруженные ножами и заточками, несколько израильтян были ранены, поэтому применение оружия было полностью оправдано.
Анкара же с такой трактовкой категорически не согласилась. По словам ее представителей, блокада Сектора Газа - абсолютно незаконна, так как ни в одном из решений ООН обратное не прописано; а гражданские суда подверглись вооруженному нападению в международных водах, что вообще не лезет ни в какие ворота. Но особую ярость Турции вызвала стрельба по ее гражданам на борту турецкого же судна. Кроме того, в Анкаре утверждают, что спецназовцы начали обстреливать моряков еще до высадки на борт, убивая тех, кто пытался спастись бегством. По турецкой версии, это нескольких израильтян побили в целях самозащиты, а не наоборот.
В общем, для установления истины требовалось вмешательство третьей стороны. И она нашлась. ООН сформировала спецкомиссию, которая должна была выяснить, что в действительности произошло в тот злосчастный день. В состав комиссии вошли бывший премьер-министр Новой Зеландии сэр Джефри Палмер и экс-президент Колумбии Альваро Урибе, а также по представителю от Турции и Израиля.
Четверка, проработав чуть менее года, выдала 105 страниц выводов и суждений. Однако публикация документа три раза откладывалась: в ООН надеялись, что Турция и Израиль все-таки договорятся самостоятельно, без постороннего вмешательства, ведь эти страны связывали многолетние узы, если не дружбы, то вполне конструктивного и плодотворного сотрудничества. Именно к примирению обоих активно, вплоть до давления, призывал Вашингтон. Американцев крайне озаботила перспектива разрыва некогда теплых отношений между двумя его ключевыми союзниками в регионе.
Но процесс забуксовал: Анкара требовала от Иерусалима формальных извинений за гибель своих граждан, выплаты компенсаций семьям погибших и раненым, а также снятия блокады с Сектора Газа. Израильтяне были готовы лишь «выразить сожаление» по поводу случившегося, и дать немного денег семьям погибших. Извинений в Иерусалиме приносить не собирались (и не собираются), поскольку это подорвало бы моральный дух нации, дискредитировало бы ее вооруженные силы и фактически означало бы признание своей вины. О снятии блокады с Газы по политическим и военным соображениям и речи быть не могло.
Стороны так и достигли компромисса, поэтому был опубликован доклад спецкомиссии ООН. Коротко, суть его такова: блокада была установлена Израилем законно, турецкие суда сознательно шли на обострение и провокацию, отказавшись сменить курс. Поэтому, считают авторы документа, абордаж был вполне допустимым действием. При этом, однако, применение силы спецназовцами названо «избыточным». Обращение с пассажирами и командой кораблей после их захвата также названо «недопустимым». В общем, создается впечатление, что дипломаты хотели угодить и тем, и другим, помирив, таким образом, поссорившихся союзников США.
В Иерусалиме доклад приняли более или менее благосклонно: законность блокады и применения спецназа в документе не оспариваются, вопросы вызвала лишь «чрезмерная» активность коммандос. Последнее обстоятельство в Израиле, хоть и нехотя, но и так признавали. Мол, погорячились, но можно понять парней - в Газу так и прутся, что с земли, что с воды, что с воздуха, что по потайным ходам из Египта, от того у всех нервы на пределе.
В свою очередь в Анкаре документ вызвал плохо скрываемое бешенство. Президент страны Абдулла Гюль назвал его «пустым и не имеющим никакой законной силы». Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган расстроился настолько, что в первые часы после обнародования доклада вообще ничего не стал говорить. Главным поставщиком новостей из Турции стал министр иностранных дел этой страны Ахмет Давутоглу.
Он выступил перед журналистами и, с трудом подбирая слова поприличнее, рассказал, что думает об этом докладе, об убийстве своих сограждан, об Израиле в частности и об евреях в целом, ну и о блокаде Сектора Газа заодно.
Короткие тезисы из филиппики главы турецкого МИДа. Составители документа не имели никаких полномочий определять законность или незаконность израильской блокады Газы, поскольку это входит в компетенцию куда более высоких международных инстанций, чем какая-то комиссия. Палмер и компания не обладали доступом к секретным документам и не имели права допрашивать вовлеченных в инцидент людей. То есть доклад - это плод их фантазии, взращенной на материалах прессы и слухах. За убийство девятерых турок Израиль так и не извинился, хотя имел для того все возможности. Поэтому ответственность за дальнейшее ухудшение отношений полностью лежит на Иерусалиме.
Как следствие, Анкара снижает уровень дипломатического присутствия в Тель-Авиве до уровня второго секретаря посольства и требует от израильтян сделать то же самое. Все оборонные контракты между двумя странами замораживаются, контакты между военными и разведывательными ведомствами прекращаются, рассматривается вопрос о прекращении торговых связей и введении санкций против израильских компаний. Если не полномасштабная война, то «холодная» - это точно...
Ну и на закуску: Турция официально признаёт морскую блокаду сектора незаконной и «предпримет все необходимые меры для поддержания мира и свободы судоходства в восточном Средиземноморье».
С одной стороны, кто только на моей памяти не рвал отношений с Израилем, не замораживал контракты, в Иерусалиме к этому привыкшие. Другое дело с «закуской». Столь резкое заявление явно готовилось под сентябрьскую ассамблею ООН, где по многим признакам будет объявлено о признании независимости Палестины. В этом случае Турция может вполне легитимно послать к берегам Газы свои суда, доверху набитые оружием. Израиль, понятное дело, этого не потерпит, иначе потеряет уважение не только у собственного народа, но и мирового сообщества, где уважают силу и борзость. Ну, и как даст по шарам этой Турции, мало не покажется!
Тут-то и засада. Турция, если помните, является полноправным членом НАТО и отнюдь не из последних. Следовательно, в случае такого развития событий к ней на помощь примчатся военные катера каких-нибудь албанцев. Всего лишь во исполнении договора о всесторонней помощи между членами североатлантического альянса. А дальше такое начнётся в регионе, Спилберг нарочно не придумает...
Как вам такой сценарий? Успокойтесь, он пока из разряда фантастических, США никогда не допустят крупномасштабной войны между своими главными партнёрами в богатом нефтью регионе. Новая война вообще никому не нужна, тут бы с Ливией да с Сирией разобраться. Но теоретически такой ход событий возможен? Вполне. Значит, и опасность существует...
Прежде всего, со стороны Турции. Так что же произошло с приветливой страной «Всё включено», где так любят отдыхать и морально разлагаться те россияне, у которых не хватает денег на Маврикий?
Всё очень просто. За заборами отелей мы пока не замечаем, что из светской страны наша любимая Турляндия медленно, но с ускорением стремится возродиться в Османскую империю. Завоевывать назад Болгарию с Сербией или атаковать с моря Крым она вряд ли будет (хотя, как дальше пойдёт), но вот восстанавливать авторитет главного игрока в исламском мире - уже начала.
И в этом ей очень мешали партнёрские отношения с Израилем, которые отвергают все соседи по региону. Так что не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что та майская заварушка с «Флотилией мира» изначально задумывалась и разрабатывалась в кулуарах турецких спецслужб. В резких заявлениях министра Давутоглу ясно прослеживались нотки облегчения, как после удачно проведённой спецоперации - «товарищи евреи, вы сами нарвались, теперь уж не взыщите...».
Конечно, во всём этом есть и объективная причина - Турция распрощалась с надеждой когда-нибудь стать частью Евросоюза. Для этого ей пришлось бы пожертвовать значительной частью своей территории под создание Независимого Курдистана. На это она не может пойти ещё и потому, что маленькую Турцию не будут уважать и воспринимать всерьёз, прежде всего, у себя на Востоке, а в перспективе просто подомнёт под себя Иран, у которого с имперскими амбициями тоже всё в порядке.
В итоге Анкаре нужно постоянно демонстрировать свою силу и агрессивность, поддерживать имидж в исламском мире. Не случайно сегодня ближайшими турецкими друзьями и партнёрами в политике являются даже не страны, а просто бандитские группировки, такие как ливанская «Хезболла» и палестинский ХАМАС. К последнему премьер Эрдоган этой осенью собирается в гости, тем самым игнорируя более умеренного и легитимного президента ПА Махмуда Абасса.
Да и в самой Турции идёт процесс религиозного мракобесия. Например, пошли разговоры о том, что негоже исламской стране продавать спиртное и терпеть развратных белых тёток на своих пляжах. А это означает закат туризма, как следствие, серьёзный подрыв собственной экономики. Что турки кушать собираются, ведь с нефтью у них, прямо скажем, не очень?
Так что ещё неизвестно, кто больше вляпался - Анкара или Иерусалим...
Леонид Черток