В Архангельске началась работа семинара «Творческие индустрии: от ресурсов к политике»
. Как заметила на его открытии председатель областного комитета по культуре Ирина Губина, местом встречи не случайно был выбран Архангельск. Во-первых, Архангельская область - край с традиционными культурными ценностями, имеющими глубокие корни. Во-вторых, сегодня культурный потенциал области таков, что позволяет рассматривать культуру как один из основных факторов развития региона. Первый подобный семинар «Выявление культурных ресурсов территории» прошел в июле 2003 года в Петрозаводске. В нем приняли участие представители ряда регионов Северо-Запада, Поволжья, Сибири и центральной России. Сейчас участники собрались в расширенном составе для того, чтобы перейти от исследований к культурно-политическим выводам, представить результаты проделанной работы, спланировать действия на будущее. Параллельно с архангельским семинаром подобные мероприятия проходят сейчас в некоторых странах Европы. Открыл семинар 3 ноября «круглый стол» на тему «Культура и экономика». Со стороны Архангельска его организаторами выступили Институт культурной политики (Москва), областной комитет по культуре при участии архангельского областного информационно-аналитического и методического центра по культуре. «Круглый стол», как и семинар, прошел в рамках одноименной программы, реализуемой Советом Европы, Министерством культуры РФ и институтом культурной политики при поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса, Россия) и фонда «Евразия». Его цель - обозначить актуальные направления развития программы с учетом российских реалий. Основные пути взаимодействия культуры и экономики обозначил директор Института культурной политики Михаил Гнедовский. По его словам, на сегодняшний день в России главный источник финансирования культурной сферы - государство. Поэтому долгое время культура рассматривалась только как затратная сфера. Сейчас это представление меняется, поскольку культура сама может стать эффективным механизмом социального и экономического развития. «Мы можем ждать увеличения государственного финансирования, но реально развитие пойдет по двум направлениям: спонсорскому или коммерческому», - считает Гнездовский. По этим направлениям с начала 2003 года в рамках проекта «Культура и экономика» действуют две долговременные партнерские программы: «Культура и бизнес» и «Творческие индустрии». Гнедовский отметил, что в России очень активен культурный процесс, но «мало его продуктов, которые мы еще и не умеем упаковывать для рыночного использования». Программа «Творческие индустрии» направлена на создание условий для развития предпринимательской деятельности, основанной на культурных и творческих ресурсах. «Культура и бизнес» связана, в первую очередь, с внебюджетными поступлениями. Ее задача - найти общий язык и единое поле деятельности для бизнеса и культуры, сделать их отношения долговременными и взаимно полезными. Ведущие семинара - директор Международного аналитического агентства «EUCLID» Джоффри Браун (Ливерпуль) и представитель агентства «Comedia» Фил Вуд заметили, что во многих странах правительство все меньше поддерживает культуру. В Америке, например, она существует без государственной поддержки. Но они приехали сюда «не навязывать свои системы и учить, а делиться идеями в поиске точек соприкосновения культуры и бизнеса».