Второй виток «перезагрузки» запущен! Теперь США попытаются убедить Россию пойти на новое сокращение ядерных боезарядов, ниже предела, установленного договором СНВ. В Вашингтоне считают, что нынешнее число стратегических боеголовок намного превышает то, что необходимо для ядерного сдерживания, и что дальнейшее сокращение приведет к заметной экономии - до 8 миллиардов долларов в год. Что, кстати, жизненно необходимо именно Вашингтону с учётом непомерно растущего дефицита госбюджета, не справляющегося с популистскими обещаниями Обамы.
Однако в Москве предложение было встречено довольно прохладно: здесь опасаются возмущения военных и представителей ВПК, которым пообещали деньги на создание тяжелой баллистической ракеты SS-27. И не только они, все помнят, до какого плачевного состояния был доведён отечественный ВПК в 90-х, когда на недолгое время приоритетом правительства стало не оружие, а жизнеобеспечение своих граждан. И это при ценах от 8 долларов за баррель нефти! Северодвинцы, пережившие «кастрюльные бунты», прекрасно эти времена помнят. Правда, немногие из них задумываются, что оборонка сама по себе дохода не приносит, надо или самим воевать, или уметь продавать оружие другим. Кто потенциальный покупатель этой тяжёлой баллистической ракеты? Какой-нибудь Иран. И куда он её запустит? Лучше не задумываться...
На минувшей неделе в прессе появились некоторые положения секретного меморандума, определяющего новый список целей для стратегических сил США. Из него исключены Ирак и Сирия (последняя, типа, сама скоро загнётся), но остаются объекты в России, Китае, Северной Корее и Иране. Согласно действовавшей до недавнего времени доктрине, главная цель первой атаки - уничтожение руководства страны и нанесение «непоправимого ущерба» её вооруженным силам. По оценке Федерации американских ученых, десять лет назад американские ракеты держали под прицелом 660 ракетных шахт на территории РФ. Сейчас потенциальных мишеней стало вдвое меньше, а эксперты предлагают перенацелить ракеты на ключевые экономические и военные объекты и сократить число боезарядов наполовину.
Новую стратегию уже поддержали главы ключевых американских ведомств и президент. В ближайшие недели США могут обнародовать план дальнейшего ядерного сокращения, причём, если не удастся уговорить на такой же шаг Москву, американцы могут начать сокращение в одностороннем порядке (!). Именно этого, как в конце января сообщала пресса в Вашингтоне, опасаются республиканцы в Конгрессе, не могущие представить себе жизнь без американского превосходства по всем статьям.
О своих миротворческих планах Обама объявил в минувший вторник, сорвав аплодисменты сторонников и улюлюканье противников. Реакция России более сдержанная.
Между тем, именно ядерные арсеналы, многократно превышающие потенциалы всех прочих вместе взятых, и способность полного взаимного разрушения делают отношения России и США «особыми», о чём при каждом удобном (впрочем, как и неудобном) случае любят говорить первые-вторые-третьи лица обеих супердержав. Поэтому принцип «стратегической стабильности», унаследованный со времён холодной войны, никуда не уйдёт, как и тема противоракетной обороны.
И, что бы ни трындели американские «ястребы» или наши «квасные патриоты» типа вице-премьера Рогозина, никакой холодной войны не будет, поскольку никаких сколько-нибудь весомых материальных оснований для неё нет. Однако общее отдаление, скорее всего, продолжится - отношения между Москвой и Вашингтоном на неопределенное время замрут в промежуточном состоянии. А причину и искать не надо, она на поверхности - «закон Димы Яковлева» против «закона Магницкого». Плюс несовпадение ментальностей Путина и Обамы, нашему президенту комфортнее было бы общаться с мормоном Ромни, чем с темнокожим либералом.
Именно поэтому, наша страна вступает в период, когда внутренние искания «национальной идеи» (лично для меня это чёрная кошка, давно сбежавшая к коту из тёмной комнаты) будут больше влиять на внешнюю политику, чем раньше. Исчерпав советский ресурс, Россия пытается найти другую идеологическую базу, наличие которой сделало бы более основательными любые политические шаги. Но под рукой пока только нечто консервативное, что выстраивается в идеальную оппозицию Америке: полюс свободы и прогресса (так себя видят США) против оплота «старых добрых ценностей», как себя пытается позиционировать Российская Федерация путинского периода.
Обама же в своём обращение к Конгрессу по мере сил (и соблюдений приличий) дал понять нашей стороне, что не рассматривает её в контексте актуального противника. У него (у Барака) вообще другая первостепенная задача - закончить афганскую кампанию. Как это будет выглядеть на деле, и не захлестнёт ли мир (в том числе и Россию) вал пенджабского «герыча», мало кто сейчас представляют. Но все рукоплещут...
И вообще, при всём сонме недопониманий и противоречий по текущим вопросам внешней политики, которые есть между нашими странами, меня больше всего заботит один момент. А именно, как поведёт себя Россия в случае ракетной атаки на Иран, возможность которой не исключают ни Израиль, ни США. Постоим в сторонке, укоризненно качая головой (что разумно) или ввяжемся в конфликт по самое «не балуйся» (что неразумно)?
И вообще, не лучше ли воплотить в жизнь слова американских хиппарей, вынесенных в название материала? Предложение касается всех конфликтующих сторон...
Леонид Черток