Прагматизм вместо слов. Российско-американские отношения в недалеком будущем
Между тем республиканцы одобрили программу партии, некоторые аспекты которой касаются отношений США с Россией. В частности, республиканцы считают, что российское правительство заслуживает критики за подавление оппозиционных партий, СМИ, институтов гражданского общества. Москва, по мнению республиканцев, поддерживает связи с тиранами на Ближнем Востоке,
запугивает соседей и поддерживает «последний сталинский режим» Беларуси. Россия также названа агрессором в ходе «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008 г.
Программный документ Республиканской партии США заявляет, что «российский народ заслуживает лучшего», при этом республиканцы выступают за нормализацию торговых отношений США с Россией, обусловив это принятием так называемого списка Сергея Магнитского.
Политолог Алексей Макаркин, заместитель генерального
директора Центра политических технологий, считает, что в случае победы Митта Ромни внешняя политика США в отношении с Россией ужесточится.
«В
случае победы Ромни на выборах, возможно некоторое ужесточение внешней политики США в отношениях с Россией. Будет пересмотрена так называемая «перезагрузка», которую выдвинул Обама, хотя и сейчас эта политика нынешней американской администрации зашла в тупик», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Алексей Макаркин.
По словам политолога, в
случае избрания Ромни, спорные вопросы американо-российских отношений, такие как противоракетная оборона, «список Магнитского» и сирийский вопрос, будут главными в его внешнеполитической повестке.
«В случае, если победит Обама, то политика перезагрузки будет иметь инерционный характер, и существующие проблемы просто останутся между странами», – считает Макаркин.
При этом в России понимают, что реальная политика Ромни будет отличаться от тех политических заявлений, которые он уже сделал.
«Отношения
США с Россией — это второстепенный сюжет. Думаю, что нужно проводить различия между предвыборными заявлениями политиков и реальными политическими шагами этих же политиков, когда те становятся избранными государственными деятелями, – говорит политолог. – Демонстрация твердости в отношении России со стороны Ромни связана во многом с тем, чтобы уличить Обаму в слабости и чрезвычайной уступчивости не только по отношению к России, но и другим актерам. Республиканцы нажимают на то, что политика Обамы приводит к ослаблению позиции США в мире. Ромни настаивает на том, что будет проводить иную политику, абсолютно противоположную».
Однако когда избирательная кампания заканчивается и оппозиционный кандидат выигрывает, он сталкивается с обычным набором проблем.
«Россия — член Совета безопасности ООН, и
мнение России по целому ряду международных вопросов надо учитывать. Соответственно начинается выстраивание отношений с Россией и в том числе
на национальном уровне. Существуют также экономические интересы, американские инвестиции в Россию и есть американских предприниматели, которые хотели бы торговать с Россией, то и в этом случае надо приходить
к определенным соглашениям», – резюмировал российский политолог Алексей
Макаркин.
Митт Ромни, по мнению политолога Алексея Власова, выступает примерно с такой же позицией, что и Джон Маккейн на выборах 2008 года.
«Американская внешняя политика не дробится на подходы республиканцев и демократов. Есть, конечно, отличия, связанные с усилиями лоббистских групп и бизнес-интересами, но, в общем и целом – это две стороны одной медали», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Алексей Власов, отмечая, что убежден в победе Барака Обамы на выборах.
Сглаженная внешнеполитическая риторика Обамы будет смотреться выигрышнее на фоне жестких заявлений Ромни в отношении России, постсоветского пространства и Китая.
«Что касается исполнения этих предвыборных обещаний... Это обсуждалось и тогда, когда баллотировался Маккейн. Будет ли он делать то, что говорил в своих предвыборных речах… но шанс таковой ему не представился. И не думаю, что
такой же шанс будет и у Ромни», – сказал Власов.
Вопрос России не является второстепенным для американцев, но все российское направление вместе с постсоветским пространством постепенно утрачивает ту значимость, которую имела ранее, считает политолог.
«Главное направление внешней политики США в настоящее время – это Китай, конкуренция с которым в ближайшие десять лет может перерасти даже в конфликтные формы. Американские стратеги прекрасно понимают значимость этого вопроса», – резюмировал Алексей Власов.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что вопросы внешней политики не занимают большого места в президентской кампании в США.
«Россия и внешняя политика в целом не будут занимать большого места в президентской кампании в США, хотя Ромни уже делал соответствующие заявления, но заметную роль столкновение Барака Обамы и республиканского кандидата по России играть не будет. Другое дело, что у
Обамы политика перезагрузки и относительное налаживание отношений России с США является одним из достижений во внешней политики», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Николай Петров.
При этом в повестке дня для американцев Россия стоит очень далеко от животрепещущих проблем, считает эксперт.
«Относительно
внешней политики для американцев важными являются вопросы Афганистана, Ирака и Ирана. В этом смысле Россия как страна, которая способствует или
может препятствовать решению действительно первоочередных американских внешнеполитических проблем, во многом важнее, чем Россия сама по себе, -
говорит Петров. - Именно в таком ключе тема отношений с Россией будет возникать в дискуссиях — как то, что способствует или препятствует разрешению серьезных американских проблем».
Российская политическая элита всегда считала, что республиканская администрация более прагматична, а демократическая, наоборот, выдвигает требования относительно болезненной для России темы прав человека, говорит эксперт.
Согласно этой логике, России легче строить отношения с республиканцами,
но в случае избирательной кампании 2012 года может получиться иначе.
«На этот раз это не работает. Администрация Обамы заняла достаточно прагматическую позицию в отношении с Россией.
Принципиально
и то, что на время выборов в США отношения с Россией законсервированы, из чего можно сделать вывод, что улучшаться они не будут, серьезных сдвигов и продвижения в лучшую сторону пока не будет», - рассказал Петров.
По словам Петрова, «список Магнитского» будет принят США вне зависимости от того, кого американцы выберут президентом.
«Все
зависит от того, как это будет выглядеть, и чем это будет обставляться.
Не думаю, что речь будет идти о том, что в случае победы Обамы или наоборот Ромни, эта проблема для российского руководства исчезнет», – резюмировал Петров.
Стоит отметить, что, несмотря на общие заявления, последние 12 лет в Кремле более благосклонно относятся к американским партнерам-республиканцам, как к более предсказуемым, чем к многословным и ненадежным демократам.