Однако получилось, как получилось. Отрыв у кандидатов составил менее двух процентов. Николас Мадуро поспешил объявить себя победителем. Энрике Каприлес тут же объявил Мадуро проигравшим выборы и потребовал пересчета голосов. Сторонники оппозиционного кандидата вышли на улицы Каракаса с кастрюлями и сковородками. Его ударную силу составляют студенты столичных вызов. Уже пролилась кровь, есть жертвы. И кровь это на Мадуре...
Согласно данным Национального избирательного совета Венесуэлы, и. о. главы государства Николас Мадуро набрал на первых за 14 лет выборах президента Венесуэлы без Уго Чавеса около 50,7% голосов и официально и «необратимо» стал избранным главой государства. Доставшийся ему в наследство от Чавеса соперник либерал Энрике Каприлес набрал 49,1%. Разрыв между кандидатами составил около 235 тысяч голосов из 18,8 млн. проголосовавших при очень высокой явке. Эх, им бы нашего кудесника Чурова, но он ещё Кремлю пригодится.
Мадуро, который ждал объявления результатов выборов у гроба Чавеса в здании Музея революции, призвал сограждан к миру и заявил о своём желании подвергнуть результаты выборов проверке, явно ощущая недостаток легитимности своей победы. «Мы не хотим насилия, мы хотим мира... Они хотят проверки, мы приветствуем проверку... Я официально прошу Национальную избирательную комиссию провести проверку», - сказал он. Бывший водитель автобуса и профсоюзный лидер, ставший вице-президентом Венесуэлы только в октябре прошлого года, естественно, посвятил свою победу Чавесу. «Миссия выполнена, команданте Чавес!.. Ты оставил после себя сына, и твой сын теперь президент Венесуэлы». Такие вот громкие слова, вполне в латиноамериканском духе. Представьте, что то же самое говорит Медведев у гроба Путина. Вот и мне смешно. Путин у нас вечный!
Каприлес же в своем обращении заявил, что Мадуро проиграл выборы и стал ещё более «нелегитимен», чем был до этого. Либеральный губернатор штата Миранда отказался признавать итоги голосования до окончания пересчёта голосов. Он продемонстрировал список из трех тысяч нарушений и «инцидентов», произошедших во время голосования. В нём содержались сведения о стычках, произошедших на некоторых из избирательных участков, на одном из которых даже был распылен слезоточивый газ. Интрига в том, что их Центризбирком гораздо либеральнее, там верят фактам, а не приказам сверху.
Тем не менее, глава Национального избирательного совета Тибисай Лучена уже призвала сторонников Каприлеса уважать результаты голосования и оставаться дома, что, однако, не помешало им сразу после объявления первых результатов выйти на улицы Каракаса с кастрюлями и сковородками, что по латиноамериканским представлениям символизирует мирный характер акции. Мадуро, в свою очередь, призвал выйти на улицы чавистов, которые в ночь после выборов запускали на улицах венесуэльской столицы петарды и салюты. Впрочем, столкновения народных масс не получилось (пока), главные стычки произошли между демонстрантами и полицией. Но Мадуро и здесь подстраховался. На протяжении избирательной кампании он неоднократно сообщал о предотвращении покушений то на Каприлеса, то на него самого, ранее уже заявлял, что ожидает от оппозиции, в случае если она проиграет выборы, попытки государственного переворота, подобной той, которая была предпринята против Чавеса в 2002 году. Осталось только развести руками - «а я ведь предупреждал...».
На осенних выборах разрыв между команданте Уго и Каприлесом составлял около 10%. Оппозиция тогда признала своё поражение, хотя и побухтела насчёт административного ресурса. Ещё три недели назад Мадуро имел перед Каприлесом почти такое же комфортное преимущество, однако соцопросы показывали, что за несколько дней до выборов разрыв между кандидатами сократился до 2-3%, а некоторые исследования стали отдавать победу либералу. Понятно, что те, кто в тот момент находился у руля, постарались подстраховаться, по крайней мере, на местах.
Словесную пикировку кандидаты ведут в основном в Twitter, который при Чавесе стал излюбленным средством общения президента и его народа. Каприлес ещё до окончания голосования заявил в своем аккаунте о заговоре с целью изменить результаты выборов. «Мы предупреждаем страну и мир о намерении попытаться изменить волеизъявление народа», - написал он, призвав власти закрыть избирательные участки в назначенное время, несмотря на то, что на тот момент у них стояли ещё целые очереди не успевших проголосовать венесуэльцев, которые, как отмечают наблюдатели, все же были короче, чем на последних выборах Чавеса.
В предвыборном штабе Мадуро утверждения Каприлеса по традиции назвали безответственными и предостерегли оппозиционного кандидата от нагнетания и без того напряженной атмосферы. «Последователям этого джентльмена мы говорим: «Не сходите с ума», - заявил глава предвыборного штаба Мадуро Хорхе Родригес, назвав автоматизированную систему голосования, работающую на выборах в Венесуэле, «признанной во всем мире безопасной, надежной и прозрачной». В штабе преемника Чавеса также объявили, что его аккаунт, а также микроблоги Единой социалистической партии и нескольких её высокопоставленных членов в Twitter были взломаны хакерами из соседнего Перу и наполнены «непристойными» сообщениями, в которых венесуэльцев предупреждали о предстоящей фальсификации итогов выборов. За несколько часов до окончания голосования в Венесуэле на несколько минут был полностью отключен интернет. «Оставить Венесуэлу без интернета - самая глупая вещь, которую можно было сделать», - появилась в ответ на это запись в «захваченном» микроблоге Мадуро. Тут нужно отметить особо, интернетом в основном пользуются сторонники Каприлеса, в фавеллах, где обитают сторонники социалистической халявы, воспетой Чавесом, зачастую даже электричества нет.
Так что же случилось всего за десять дней, почему завертелся флюгер электоральных настроений? Потому что при всей своей экзотичности в глазах европейцев (нас с вами), индеец Чавес был ЛИЧНОСТЬЮ. Он был интеллигентным человеком в латиноамериканской системе взаимоотношений - красиво говорил, писал пьесы, стихи, много читал, за его спиной была интересная история развития личности. У Мадуро же нет и части его харизмы, он - типичный представитель социалистической номенклатуры, выдвиженец из народа. Если Уго олицетворял собой надежду, пусть призрачную, на светлое будущее, то Николас олицетворяет собой застой и не более того.
А ещё в Венесуэле была очень короткая предвыборная кампания. Всего две недели, народ распалился, а пара не выпустил. И сейчас происходящее на улицах Каракаса по симптоматике больше похоже на бунт футбольных фанатов, чем на спланированную политическую акцию.
Что представляет из себя Венесуэла после Чавеса? Это чудовищный дефицит продовольствия, высочайшая инфляция, одна из самых высоких в Латинской Америке, которая как раз бьет в первую очередь по карману тех народных масс, которые поддерживали Чавеса. Высочайший уровень преступности. Не осталось практически национального продовольствия: полки пусты, в основном там импорт. Несколько месяцев назад произошла девальвация на 38% и это тоже бьёт по карману потребителя. Экономика находится в ужасающем состоянии. Страна, которая имела столько нефтедолларов и которая могла бы стать очень преуспевающей, на уровне арабского эмирата, этими долларами бездарно воспользовалась. Разрушен производственный аппарат, не проведена никакая аграрная реформа, саботаж со стороны предпринимателей. Со всем этим правящая партия справиться не может - и это становится всё более очевидно даже малообразованным выборщикам.
Собственно, на месте Каприлеса я бы не стал сейчас так уж бороться за победу. При любом пересчёте голосов она составит не больше тех же двух процентов, что ставит вопрос о легитимности. Отдать им власть и подождать, пока волне народного гнева сама не смоет этих горе-социалистов. К тому моменту у них не останется сторонников даже за рубежом - посылать на Кубу халявных 100 тысяч баррелей ежедневно национальный бюджет больше не выдержит. Да и в Гаване быстрее наступит капиталистическая революция.
Мадуро за две предвыборные недели сделал, кажется, все возможные ошибки, наглядно продемонстрировав, что, по сути, он остался тем же малообразованным водителем автобуса, хотя и побывал в ранге министра. Пытаясь подражать афористичности своего учителя и кумира, он сравнил Чавеса с маленькой птичкой на ветке, чем вызвал гомерический хохот во всём мире. Ещё он публично обозвал Каприлеса фашистом (предки лидера оппозиции бежали от Холокоста из захваченной немцами Польши), такое еврейское сообщество не прощает.
Что касается будущих отношений с Россией, то уверен - строиться они будут на платформе жёсткого прагматизма. Если контракты с РЖД, «Газпромом» и «Лукойлом» действительно выгодны, то почему нет.
Вот Лукашенко, похоже, утрётся. Но это его личные проблемы...
Леонид Черток