96% обращений (260 претензий) подали потребители - физические лица, из них 10 претензий - коллективные. Одиннадцать претензий - от юридических лиц.
Как и в прошедшие годы (месячники качества Архэнергосбыт проводит с 2010 г.) нарекания потребителей вызывают массовые несоответствия параметров качества поставляемой электрической энергии базовым требованиям ГОСТ 13109-97. В первую очередь - несоответствие уровня напряжения нормативным значениям. С такой проблемой обратились более 90% всех заявителей (247 претензий). При этом потребители отмечают не только низкий уровень напряжения, но и превышение напряжения сверх допустимых пределов, что подчас приводит к выходу из строя дорогостоящего электрооборудования. В частности, три потребителя обратились в Архэнергосбыт за помощью во взыскании с сетевых организаций компенсации понесенного материального ущерба.
Потребители сообщали не только о низком качестве получаемой энергии, но и об аварийном состояния электрических сетей (13 обращений), о частых перерывах электроснабжения (7 обращений). Одно обращения касалось отказа сетевой организации в предоставлении услуг технологического присоединения.
«Являясь гарантирующим поставщиком, ОАО «Архэнергосьбыт» не только гарантированно заключает договоры электроснабжения с каждым обратившимся потребителем, но и гарантирует надлежащее качество поставляемой электроэнергии, которое обеспечивается договорной и (при необходимости) претензионной работой с владельцами и эксплуатантами электрических сетей, - сообщил начальник Технического управления ОАО «Архэнергосбыт» Алексей Искусов. - Мы уже направили соответствующие запросы в сетевые и в управляющие многоквартирными домами компании».
Своеобразный рекорд по количеству жалоб на низкое качество электроэнергии побило в Архангельской области ОАО «МРСК Северо-Запада» в адрес которого поступило 211 претензий, что составляет 82% от общего их количества.
Бесспорно, все субъекты энергетики, в том числе и территориальные сетевые компании, испытывают сегодня серьезные финансовые затруднения, порождаемые тотальными неплатежами потребителей. К началу июня долг за потреблённую электроэнергию предприятий ЖКХ районов составлял 545,9 млн. руб.; долг управляющих организаций - более 165 млн. руб., задолженность населения - более 369,54 млн. руб. Однако до вплоть I квартала текущего года ОАО «Архэнергосбыт» обеспечивало расчеты с ОАО «МРСК Северо-Запад» точно в срок и в объеме, необходимом распределительно-сетевой компании для исполнения утвержденных инвестиционных и ремонтных программ. Тем не менее, с учетом того, что в перечень из-года в год попадают одни и же проблемные точки, соответствие качества электроэнергии ГОСТу в сетях, обслуживаемых как МРСК, так и другими сетевыми организациями, обеспечено не было. Данный факт может служить основанием для серьезной проверки деятельности сетевых компаний со стороны государственных регулирующих органов.
Месячник качества, по мнению руководителей ОАО «Архэнергосбыт», достиг поставленной перед ним главной цели. Он напомнил потребителям электроэнергии о наличии у них защищаемых государством прав, а сетевым компаниям - о необходимости права потребителя безоговорочно соблюдать. На сегодняшний день по сетевые компании уже провели проверки по 246 претензиям (90% от общего количества). По 81 претензии установленные несоответствия ГОСТУ устранены. По 31 претензии разработаны мероприятия по приведению параметров качества энергии к нормируемым.
На иллюстрации: один из присланных в Архэнергосбыт фотоснимков.