Киотский протокол в действии. В Архангельской области найдены пути сокращения объемов выбросов парниковых газов
К такому выводу пришли участники первого заседания областного Совета по вопросам изменения климата и контроля за выбросами. Совет был создан после того, как Россия ратифицировала Киотский протокол, вступивший в силу 16 февраля 2005 года. А Архангельская область с 2000 года неоднократно заявляла о желании стать пилотным регионом для реализации проектов в рамках протокола, что получило официальное подтверждение в 2002 году. Представитель фонда экологических инвестиций Михаил ЮЛКИН отметил, что в области есть несколько путей сокращения объемов выбросов. Это внедрение энергосберегающих технологий – как показало исследование, сокращение расходов энергоресурсов на некоторых предприятиях возможно на 30-40%. Возможно и сокращение энергетических затрат для собственных нужд. Так, на многих котельных области работают старые котлы с низким КПД, и ситуацию можно исправить, заменив их. Большие потери энергии наблюдаются в отрасли ЖКХ – об этом говорит плохое состояние теплосетей, отсутствие счетчиков. Возможно также использование в качестве топлива корадревесных отходов – это даст и возможность качественной утилизации отходов. Еще один вариант – использование гидроэнергии (постройка станций, работающих на приливах, отливах). Безусловно, «киотским» мероприятием Юлкин назвал и переход на природный газ, что стало в области притчей во языцех. Сократить выбросы позволит и устойчивое лесопользование. При проведении этих мероприятий потенциал по сокращению выбросов в области составит как минимум до 3 млн. тонн СО2 эквивалента ежегодно, сообщил Юлкин. Он подчеркнул, что первым шагом на пути реализации данных мероприятий стало создание Совета. Далее предстоит определить, каковы будут объемы выбросов в области до 2020 года (по нескольким возможным сценариям) и на их основе разработать план действий по сокращению выбросов. Отчет по объемам выбросов будет ежегодным. Затем планируется внедрение региональной системы квотирования и торговли выбросами. Такая система действует, например, в 25 странах Европейского союза (суть в том, что у каждой страны есть своя квота на выбросы парниковых газов, и она может продавать их или приобретать). Для предприятий предусматривается возможность продажи квоты в случае, если ее излишек образовался за счет оптимизации. Если же излишек возник из-за неплановых темпов роста производства, квоты автоматически переносятся на следующий период. Все это дает возможность появления у предприятия дополнительного финансового актива, а также дополнительный импульс для развития на новой технологической базе. Правительство РФ пока не предусматривает реализации такого механизма из-за его сложности и «небесконфликтности», но приветствует инициативу региона стать экспериментальной площадкой. Так что для Совета в дальнейшем имеет смысл определить, какие предприятия и какой объем выбросов могут быть задействованы в системе. То есть на уровне области необходимо провести инвентаризацию выбросов предприятий. Ряд из них уже сделали немалый объем работы в этом направлении. Например, Архангельский ЦБК – который, кстати, стал единственным в стране предприятием, принявшим добровольное обязательство по ограничению выбросов до 2012 года. На нем создан также программно-вычислительный комплекс по отслеживанию объемов выбросов, на основе которого, полагает Юлкин, можно сделать и региональную программу. При этом, отметим, факт аварии на золоотвале и выброс сточных вод в Северную Двину почему-то даже не вспоминался. В целом, по замечанию Юлкина, у предприятий области (как показывает пример того же АЦБК) есть все возможности для сокращения объемов выбросов при наращивании выпуска продукции. А при реализации системы выбросов появится возможность привлечения в экономику области дополнительных инвестиций, технологий. Для реализации задач, которые стоят на данный момент перед областью в рамках положений Киотского протокола, предложено создать в Совете две рабочие группы, каждая из которых будет работать по своим направлениям.
Фото Антона ПОПОВА