Сенатора Сабадаша, производителя водки, подозревают в махинациях с тарой
Участники рынка отмечают, что до сих пор против крупных производителей спиртного такие дела не возбуждались. Столь жесткое противостояние властей и «Ливиза» может быть следствием конфликтов на водочном рынке, в которых активно участвует владелец завода, член Совета федерации от законодательного Собрания Ненецкого автономного округа Александр САБАДАШ.
Ликероводочный завод «Ливиз» основан в 1897 году. Компании принадлежат брэнды «Синопская», «Санкт-Петербург», «Дипломат», «Охта». Кроме того, предприятие производит такие известные марки, как «Русский стандарт» и Smirnoff. Ежегодный объем продаж, по экспертным оценкам, составил около 3 млн дал водки, оборот компании в 2004 году – около $110 млн.
Как сообщили Ъ в петербургском ГУВД, основанием для возбуждения уголовного дела по статье «Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере» стали материалы выездной налоговой проверки ЗАО «Ливиз», проведенной в конце 2004 года. Это уже вторая налоговая проверка по итогам деятельности предприятия в 2001 году. Кроме специалистов управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (УФНС) в проверке принимали участие сотрудники управления по налоговым преступлениям ГУВД Петербурга и Ленобласти и оперативно-разыскного бюро ГУ МВД по Северо-Западному округу.
Налоговики и милиционеры выявили целый ряд нарушений; особый интерес у них вызвали сделки по приобретению предприятием упаковки для водки (то есть бутылок) через несколько фирм на 220 млн рублей. В ГУВД утверждают, что на момент проверки подтвердить сделки с посредниками соответствующими документами работники предприятия не смогли. Это стало основанием для возбуждения дела. По словам представителей главного следственного управления, размер налоговых претензий к предприятию составляет почти 124 млн рублей. При этом конкретных обвинений никому из руководителей «Ливиза» пока не предъявлено, уголовное дело возбуждено «по факту».
На «Ливизе» к возбуждению дела отнеслись спокойно. «Мы уже обжаловали претензии налоговых органов в арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области. 1 марта суд вынес решение в нашу пользу, признав претензии налоговиков необоснованными»,– заявил Ъ генеральный директор предприятия Юрий НИКУЛИН. От каких-либо дополнительных комментариев господин Никулин отказался.
Случай с «Ливизом» не первый в ликероводочной отрасли. В 2001 году налоговые претензии были выставлены московскому ликероводочному заводу «Кристалл», а в прошлом году – Черноголовскому заводу алкогольной продукции «Ост-Алко», входящему в группу ОСТ. В последнем случае дело закончилось временной приостановкой лицензии на производство алкогольной продукции. Однако уголовные дела по результатам проверок налоговых органов против крупных производителей алкоголя еще не возбуждались.
Эксперты не исключают того, что причиной проверки стала не столько деятельность предприятия, сколько дела ее владельца Александра Сабадаша, без которого в последнее время не обходится ни один крупный конфликт на водочном рынке. Когда-то он пытался взять под контроль московский «Кристалл», а также активно конфликтовал с другими крупными игроками алкогольного рынка Северо-Запада. Сейчас господин Сабадаш находится в состоянии судебной войны с главой ТПГ «Кристалл» Сергеем ЗИВЕНКО за товарный знак «Гжелка». Представителям господина Сабадаша удалось подтвердить свои права на ряд изобразительных элементов товарного знака «Гжелка», зарегистрированного еще в 1993 году. Основываясь на этих решениях, «Ливиз» приступил к выпуску водки «Гжель», по оформлению схожей с водкой «Гжелка». Впрочем, Сергей Зивенко начисто отрицает свою причастность к возбуждению уголовного дела в отношении «Ливиза».
У большинства участников рынка столь пристрастное отношение силовых структур к «Ливизу» вызвало удивление. «Возбужденное уголовное дело является недоразумением,– уверен генеральный директор Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса Михаил ЗЛЫДНИКОВ.– ’Ливиз’ – одно из самых добросовестных предприятий отрасли». Похожей точки зрения придерживается и Вадим КАСЬЯНОВ, директор по маркетингу компании «Русский алкоголь»: «В моем представлении ’Ливиз’ с точки зрения уплаты налогов выглядит вполне благополучно. Как правило, те или иные пути минимизации налогов сказываются на качестве конечной продукции. За ’Ливизом’ я такого не замечал».