Напомним предысторию появления Сабадаша, владельца питерского завода «Ливиз», замешанного в различных криминальных историях и известного в определенных кругах как Саша Большой, в федеральной политике.
Туда его привел Владимир Бутов – в то время губернатор Ненецкого округа. Кандидатуру Сабадаша Бутов не один раз протаскивал через окружное Собрание – парламентарии округа на законных основаниях возмущались тем, что человек, не имеющий никакого отношения к НАО, будет якобы представлять в Москве их интересы. Впрочем, Бутову, включив административные и иные рычаги давления, удалось сделать так, чтобы его друга в ЗАКСе «полюбили» и согласовали. Дальше – еще интереснее. Опять же с подачи Бутова на место федерального инспектора по НАО подтянули еще одного питерца – Валерия Потапенко. Он, будучи чекистом, был известен своими связями с алкогольным олигархом. Не исключено, что Потапенко, работая в одно время и на одном поле с Сабадашем, его прикрывал. Впрочем, это уже совсем другая история.
Бутов, проиграв в марте 2005-го на выборах главы НАО Алексею Баринову, сошел с политической сцены. А Сабадаш остался. И вновь стал сенатором – на этот раз ситуация складывалась с точностью до наоборот. 24 марта 2005 года кандидатура Сабадаша, предложенная новоиспеченным председателем Собрания Игорем Кошиным, была утверждена большинством депутатских голосов (12 против 6), и он был откомандирован в Совфед представлять интересы уже ненецкого заксобрания. Тогда, поблагодарив депутатов, Сабадаш заявил, что у него «имелся определенный ресурс», который он использовал, будучи представителем администрации НАО в Совете Федерации, и который он намерен использовать и дальше «для улучшения условий жизни в Ненецком округе».
Однако весной 2005 года Саше Большому некогда было заниматься лоббированием интересов НАО в Совфеде: приходилось отбиваться от налоговых проверок, давать объяснения и показания по возбужденному в марте 2005 года уголовному делу по факту уклонения руководства ЛВЗ «Ливиз» от уплаты налогов в особо крупных размерах. Налоговые претензии на тот момент составляли 124 млн рублей. 30 марта 2005 года газета «КоммерсантЪ» писала, что «до сих пор против крупных производителей спиртного такие дела не возбуждались». По одной из версий, налоговый наезд стал следствием серьезных конфликтов на водочном рынке, в том числе за товарный знак «Гжелка» («Ливиз» выпускал водку «Гжель», по оформлению схожую с водкой «Гжелка» кристалловского розлива). Вообще же, по данным Ъ, без Сабадаша в последние годы не обходился ни один конфликт на водочном рынке. Когда-то он пытался взять под контроль «Кристалл», а также активно конфликтовал с другими крупными игроками алкогольного рынка Северо-Запада.
Вторая версия, на наш взгляд, выглядит гораздо любопытнее. Сегодня уже все забыли, что в апреле прошлого года газета «МК в Питере» высказывала предположение, что Сабадаш может лишиться бизнеса и быть изгнанным из Совфеда, если не перестанет заниматься политической деятельностью. Тогда же строились предположения, что, если сенатор-олигарх не одумается, его ждет судьба Ходорковского. По данным питерского «МК», сенаторства Саше Большому в какой-то период времени показалось мало, а потому он решил принять участие в крупной политической игре. По некоторым дынным, весной 2005-го Сабадаш вел переговоры с разными политическими силами, к чему весьма нервно отнеслись в президентской администрации. Закулисная деятельность Сабадаша, по прогнозам источников «МК в Питере» в Кремле, могла привести к тому, что к концу 2005 – началу 2006 года мог сложиться альянс «водочного короля» с одной из партий федерального масштаба. Пару лет, писало издание, Сабадаш якобы собирался потратить на раскрутку, чтобы «выстрелить» в 2008 году – на президентских выборах. Так что этот сценарий вполне укладывается в произведенную Путиным 12 мая «кадровую чистку», в результате которой полетели головы многих крупных чиновников ФСБ, МВД, таможенной службы и других крупных ведомств, а также четырех сенаторов.
И последнее. В пятницу, 12 мая, когда по лентам информагентств было распространено сообщение об отправленных в отставку чиновниках и отзыве сенаторов, в администрации НАО не могли дать никаких комментариев по поводу происшедшего – слишком внезапно все произошло. Хотя и прозвучало мнение, что «этого следовало ожидать». Правда, коллега Сабадаша – сенатор от Архангельской области Юрий Сивков, узнавший о «падении» ненецкого сенатора от нас, сообщил, что кандидатура Сабадаша в течение полутора лет так и не вносилась на утверждение СФ и на пленарных заседаниях не обсуждалась…
Как сообщила пресс-секретарь губернатора НАО Марина Мамаева, администрация округа не намерена ничего комментировать до получения официальных документов, - это официальная позиция. Со спикером же Собрания НАО Игорем Кошиным связаться не удалось – до 19 мая он вне пределов НАО, а его мобильный телефон молчит.
Елена Царькова