Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Власть теряет контроль на местах

Муниципальная реформа в России идет по принципу «воз и ныне там». К такому неутешительному выводу пришли члены правительства, обсуждавшие в четверг ход реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Большинство муниципалитетов по-прежнему бедствуют и не могут исполнять свои полномочия. И переходный период до 2009 г., по мнению экспертов, не поможет местной власти встать на ноги, потому что он не отменяет необходимости переделить вместе с полномочиями и собственность между регионами и муниципалитетами. Кроме того, налоговая база местных властей все равно остается слабой, да к тому же во многих регионах эти налоги практически не работают. Таким образом, самоуправление будет по-прежнему оставаться фикцией или действовать по временным схемам. Решать эту проблему в 2009 г. придется уже новой власти, если, конечно, к тому времени она сменится. По традиции, заседание кабинета было предварено легкой «утечкой» информации. Накануне в российской прессе появились сообщения, в которых источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным, заявляет, что от 15 до 25 регионов в 2006 г. будут готовы к передаче полномочий на местный уровень. «По формальным признакам, к передаче полномочий готовы больше половины регионов, но по неформальным – лишь 25, которые обладают достаточными средствами для реализации закона», – сказал собеседник. Впрочем, приведенные на заседании правительства данные оказались еще печальнее. Так, по словам министра регионального развития Владимира Яковлева, финансово самодостаточными являются лишь около 10-15% российских муниципальных образований. Остальные не имеют необходимых финансовых ресурсов для исполнения своих полномочий в полном объеме. Эксперты полагают, что министр был весьма оптимистичен в своих заявлениях. «Я считаю, что 10-15% – это максимальная из возможных оценок, – сказал RBC daily руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. – По моим оценкам, финансово самостоятельными могут считаться от 5% до 10% муниципалитетов. Если учитывать новые муниципальные образования, главным образом поселения, то никаких 10-15% быть не может». Причем в будущем картина едва ли улучшится. «Ясно, что если реформа будет продолжаться, то эта доля резко упадет за счет появления новых образований, в которых нет никакой реальной экономики», – отмечает г-н Туровский. Между тем «нарезка» новых муниципальных образований идет полным ходом. По словам г-на Яковлева, в результате проведения реформы местного самоуправления число муниципальных образований в России вырастет более чем вдвое: от почти 11,5 тыс. до 24,5 тыс. Надо сказать, что тезис о нищете российских муниципалитетов и их неспособности исполнять свои полномочия стал общим местом довольно давно. Но причины такого положения не исправлены до сих пор. «Это вопрос качества проработки реформ. Закон был принят в 2003 г., но при разработке норм по разграничению полномочий возникли проблемы, – сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. – Финансовая база под реформу не была подведена, собственность также не была поделена». До 1 января 2006 г. разные уровни власти должны были безвозмездно передать друг другу собственность, необходимую для реализации полномочий, то есть фактически обменяться собственностью. Сделать это оказалось не так-то просто. «Объем противоречий и интересов, связанных с разграничением собственности, оказался очень велик, – констатирует Дмитрий Бадовский. – Можно провести разделение собственности на бумаге, но в реальности собственность никто не хочет отдавать. Кроме того, возникают вопросы, почему ее нужно отдавать безвозмездно». Наконец, у местного самоуправления до сих пор не сформирована налогооблагаемая база. Предполагалось, что финансовыми «столпами» муниципалитетов станут налог на землю, на недвижимость (с учетом рыночной стоимости объектов) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Но земельные кадастры во многих регионах вообще не составлены или составлены не полностью, а потому земельный налог не действует, – говорит г-н Бадовский. – Методики расчета рыночной стоимости недвижимости недоработаны. Кроме того, нет кадастра объектов недвижимости, что затрудняет и раздел собственности между различными уровнями власти». Составление кадастров требует немалой траты сил и средств. Однако, по словам эксперта НИИСС, достаточной поддержки этой работы, в том числе финансовой, от федерального правительства не последовало. Впрочем, даже когда (или если) местные налоги заработают, муниципалитеты едва ли в одночасье станут обеспеченными. По мнению экспертов, дело не только в неработоспособности некоторых налогов, но и в недостаточности муниципальной налоговой базы как таковой. «Налоговая база муниципалитетов слаба и фундаментально, – отмечает Ростислав Туровский. – Ведь не случайно муниципалитеты боролись за кусочки в больших налогах – налоге на прибыль и подоходном налоге». Однако налог на прибыль был целиком передан региональным бюджетам. Кроме того, по закону, муниципальные налоги не действуют до тех пор, пока в регионе не сформируются окончательно органы местного самоуправления. Так что, скорее всего, делает вывод г-н Туровский, в обозримом будущем большинство муниципалитетов будут по-прежнему зависеть от региональных бюджетов. По настоянию Кремля срок вступления муниципальной реформы в силу был перенесен с начала 2006 г. на начало 2009 г. Казалось бы, у властей будет время решить все проблемы и создать полноценную структуру муниципалитетов. Но эксперты настроены скептически. «Решение многих вопросов, в том числе по разграничению собственности, передано регионам, – отмечает г-н Туровский. – Поэтому во многом от расторопности властей субъектов федерации будет зависеть, с чем мы придем к началу муниципальной реформы. Ситуация в разных регионах может оказаться диаметрально противоположной. Готовность регионов к реформе будет различной и, возможно, этот разрыв окажется даже больше, чем сейчас». По его мнению, есть большие опасения, что ситуация кардинально не улучшится, и большинство официальных причин, по которым реформа переносится, устранены не будут. Не последнюю роль станут играть и грядущие выборы 2007-08 гг. «Большая часть федеральной бюрократии окажется мобилизована в преддверии федеральных выборов, – говорит Ростислав Туровский. – Поэтому ей будет не до решения муниципальных проблем. А когда к этой теме вернутся, то выяснится, что воз и ныне там». С этим мнением соглашается и Дмитрий Бадовский. «Переходный период уже был. Законы принимались в 2003 г. и должны были вступить в силу в 2005-06 гг. Но за это время ничего не было сделано, – отмечает он. – Можно, конечно, предположить, что новый переходный период окажется более продуктивным, чем старый. Но не исключено, что этого не произойдет. К тому же переходный период закончится тогда, когда власть в стране сменится. А что будет тогда, никто сказать не может». Антон Попов, http://www.rbcdaily.ru/

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Октябрь 2019 (164)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)



Деньги


все материалы
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20