- Сергей Николаевич, почему национальные проекты решают вопросы, которые по закону являются вопросами местного значения?
- Сегодня для федеральной власти главное - добиться удовлетворения конституционных прав граждан на достойное жилье, качественное медицинское обслуживание, качественное образование, обеспечение продуктами питания. И вся система власти, а она состоит как из государственной власти, так и из органов местного самоуправления (МСУ), должна решать эту задачу, используя ресурсы всех уровней управления, именно поэтому задачи, инициированные с федерального уровня, реализуются на уровне субъекта, и на территории муниципальных образований с участием муниципальных властей.
- Нет ли у Вас ощущения, что импульс федерального уровня, связанный с национальными проектами, на региональном уровне подхватить не готовы?
- Именно то, о чём Вы говорите, и есть доказательство, что вся система управления в нашей стране ещё недостаточно эффективна. Поэтому большую часть управленческих решений пока берёт на себя государственная власть, как на уровне федерации, так и на региональном. А для того, чтобы всё заработало эффективно, нужно, чтобы и муниципальная власть также подключилась к реализации национальных проектов. Для этого требуется время. Уверяю Вас, как только все элементы управления будут отлажены, объем финансирования увеличится в насколько раз.
- Национальных проектов четыре, какой из них, с Вашей точки зрения, идет тяжелее всего?
- Каждый из национальных проектов - часть единой программы, называть которую можно по-разному. Будь то развитие муниципального управления, развитие публичной власти, удовлетворение конституционных прав граждан. Любой из проектов нельзя рассматривать отдельно от других, потому что все они тесно взаимосвязаны.
- Может ли крупный бизнес быть дополнительным ресурсом при реализации национальных проектов?
- Участие населения и бизнеса обязательно для реализации этих проектов. Крупный бизнес накопил управленческие кадры, опыт управленческий решений, которые могут быть эффективно использованы, в том числе, и для реализации национальных проектов. Не случайно бизнес во многих муниципальных образованиях делегирует во власть своих представителей. Именно потому, что они умеют управлять и знают, что нужно делать.
- Каковы основные проблемы, поднятые муниципалами в ходе конференции «Национальные проекты, как фактор устойчивого развития территорий»?
- Новая система местного самоуправления, законопроект о которой в период подготовки многими был встречен в штыки, после начала реализации оказалась достаточно эффективной, и теперь поддерживается главами муниципальных образований. Но для того, чтобы эта система заработала в полной мере, нужен толчок, стать которым может и финансовая помощь. С этими вопросами и обращались к нам главы местного самоуправления.
- Почему же закон наделил новые муниципальные образования множеством полномочий, не обеспечив их финансовыми ресурсами?
- По старому федеральному закону об организации органов местного самоуправления от 1995-го года полномочий у муниципалитетов было ещё больше, а денег ещё меньше, т.е. финансовая обеспеченность муниципальных образований в общем увеличилась, но этого, конечно, все равно недостаточно.
- Каково Ваше ощущение, есть ли у муниципальных образований в Архангельской области перспективы расширить налоговую базу и научиться зарабатывать деньги?
- У нас нет будущего без местного самоуправления, развитие требует и достаточной налоговой базы. Опыт работы успешных муниципальных образований в тех немногих субъектах Федерации, которые начали преобразования до вступления закона в силу, показывает, что возможности развивать налоговую базу у муниципалитетов есть.
- А что касается Архангельской области?
- Северные территории обладают меньшим потенциалом, потому что здесь много мест с низкой плотностью населения. Но это не означает, что этого потенциала нет вообще. Зарабатывают те, кто работают.
Беседовала Анастасия Шоломицкая
Фото Николая Гернета