В память об этих событиях Федерация труда Соединенных Штатов постановила ежегодно отмечать 1 Мая рабочими демонстрациями. I конгресс II Интернационала, собравшийся в столетнюю годовщину Великой французской революции, 14 июля 1889 года принял решение праздновать
1 Мая как День солидарности трудящихся. В работе конгресса участвовали делегаты из 20 стран Европы и Америки, в том числе от России – Георгий Плеханов.
На территории Российской империи первыми многотысячную стачку 1 мая 1890 года провели рабочие Варшавы. Год спустя первая маевка прошла в Санкт-Петербурге. Как всенародный праздник Первомай в нашей стране был впервые отмечен в 1917 году. В 1992 году он был переименован в праздник весны и труда.
1 МАЯ 1890 ГОДА
«Международный рабочий социалистический конгресс, состоявшийся в Париже в июле прошлого года, принял решение относительно агитации в пользу восьмичасового рабочего дня. Постановлено было пригласить рабочих всех стран высказаться путем одновременных и повсеместных манифестаций в пользу этого решения. Днем таких манифестаций было назначено первое мая 1890 года... В действительности скромное решение социалистического конгресса глубоко и сильно повлияло на общественное мнение Запада.
Больше всего трусила буржуазия Австрии… По пословице «у страха глаза велики», буржуазии казалось, что этот день будет днем страшного суда… По всей Германии власти старались расстроить этот праздник. Баварское правительство строго запретило всем рабочим казенных заводов и фабрик участвовать в нем и приняло энергичные меры к охранению «спокойствия». Войска готовы были по первому знаку кинуться на рабочих… В Италии рабочим казенных заводов также грозили потерей места за празднование первого мая… В Испании… в Мадриде, в Барселоне и в некоторых других городах за несколько дней до первого мая были произведены аресты между социалистами, причем несколько человек взяли тотчас же по выходе их с рабочих собраний, где они обратили на себя внимание горячими речами в защиту восьмичасового дня. Первого мая войска оцепили банки и заняли важнейшие стратегические пункты промышленных городов…
Канун майской манифестации был глубоко поучителен. В Европе были только две партии, две нации: буржуазия и пролетариат. В среде буржуазии царствовало, как мы уже знаем, смятение… Весь рабочий класс стоял под знаменем восьмичасового дня, согретый одним чувством, одушевленный одной великой идеей. Это зрелище было ново даже для видавшего виды Запада».