Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чужая война. «Мандарины» Заза Урушадзе

Вот Грузия - это другое дело. Иоселиани, Абуладзе, Параджанов, Чхеидзе... «Пастораль», «Покаяние», «Жил-был певчий дрозд»,  «Я, бабушка, Илико и Илларион»... короткометражки про трёх чудаковатых дорожных рабочих... классика! И сейчас что-то снимают, не так давно видел драму из жизни тбилисских наркоманов, заново знакомый город для себя открыл (с далеко не лучшей его стороны). А тут военная драма «на основе недавних событий», то есть, не Великая Отечественная. Уже интересно. Но причём здесь Эстония?

А при том. В 84-м году на съёмках «Зимнего вечера в Гаграх» услышал в разговоре об эстонских сёлах в Абхазии. Почему-то решил, что это сталинские штучки, ещё удивился, оглянувшись на тёплое море и вспомнив подлый климат Прибалтики - всем бы такую каторгу!

Так вот, Усатый здесь ни при делах. Ещё в середине XIX века Российская империя озаботилась переселением чухонцев с холодного и бесплодного Северо-Запада поближе к теплу. Тут как раз кавказская оказия. В результате русско-турецкой войны 1876-1877 гг. несколько сотен тысяч абхазов и представителей других малых народов, населявших Черноморское побережье, вынуждены были покинуть родину и переселиться в Турцию. Также много погибло и в ходе самой войны. А почва-то благодатная, её обрабатывать надо.

Вот царское правительство и заселяло опустевшие земли православными: армянами, греками, болгарами и молдаванами, которые были вынуждены оставить обжитые ими земли Турции и находящихся под её властью территорий, а также лютеранами из Прибалтики: эстонцами, немцами и латышами.

В 1881 году Тифлис и Черноморское побережье посетили посланцы эстонцев Яан Кильк и Пеэтер Пийр, которые выбрали участок земли недалеко Сухума и назвали его Линда. Их поддерживал преподаватель Тифлисской гимназии Резольд, который был родом из Эстонии и много писал об этих землях в эстонских газетах. Резольд сам ездил вместе с посланцами в Сухум. Власти обещали переселенцам денежную ссуду, заём, освобождение от воинской службы и государственных налогов.

В мае 1882 года первые семьи эстонцев прибыли в горную Линду. О том, что эти земли были когда-то заселены, напоминали только заросшие дороги и одичавшие фруктовые деревья. Из-за плохих дорог уже летом этого же года многие переселились в долину реки Кодор, где основали село Эстония (Эстонка). И пошло-поехало, прижились, стали мандарины выращивать да сыры делать.

Ну, а дальше революция,  «братство советских народов», принудительная коллективизация, миграция на абхазские земли сванов, мингрелов и армян турецкого происхождения. Эстонцы в колхозах быстро оказались в меньшинстве, да ещё со своим особым национальным менталитетом. Короче, стали уезжать, кто на историческую родину, а кто ещё дальше - в Канаду.

К концу перестройки эстонцев в Абхазии осталось от силы несколько десятков человек. А там и СССР рассыпался в прах, удел всех глиняных колоссов. Печально, но симптоматично - правительство новой Эстонии совсем не озаботилось вывозом своих соотечественников с южных земель, каждый выбирался, как мог. Фильм и об этом тоже.

А ещё он о войне, войне почти гражданской. Хотя конфликтующие стороны отнюдь не воспринимали друг друга соотечественниками и сквозь зубы мирились с присутствием рядом эстонских «наблюдателей». Если помогают - пусть живут, если нет - кончим, не раздумывая, такая вот философия.  Что вы хотите - ВОЙНА... большой привет коммунистическому интернационалу.

Летом 92-го года моя авторская программа «Туристский журнал» сняла заказной сюжет об отдыхе в Красной поляне, что совсем рядом с Сочи. И вдруг за час до эфира (выходили на Первом канале ЦТ) выпуск снимают, пуская вместо него нудный симфонический оркестр, что вызывает прямую ассоциацию с августовским путчем. Еду разбираться. В редакции мне говорят - «не можем пускать в эфир, в Абхазии только что война началась, какой туризм?!». «Так ведь это же Краснодарский край!». «Не имеет значения, всё равно рядом, там сейчас ТАКОЕ творится...». Вот я и увидел, что там творилось...

Итак, осень 92-го. Действие происходит в небольшом горном селении, в котором проживали этнические эстонцы. Почти все жители уже уехали, остались только три человека, трое пожилых мужчин. Местный фельдшер Юхан должен уехать со дня на день, а вот хозяин мандариновой плантации, фермер Маргус, решил уезжать только после сбора урожая. Он уже договорился, что мандарины помогут убрать военные, но у тех сейчас своих проблем выше крыши. Третий житель, старик Иво, (Лембит Ульфсак, изрядно постаревший «Тиль Уленшпигель» из фильма Алова-Наумова, я его еле признал) вообще не планирует покидать свой дом, потому что здесь похоронен его сын, погибший в боях за родину, которую считал своей.

 Основательные эстонские мужчины основательно делают свою ежедневную работу. Иво собирает в своей небольшой мастерской деревянные ящики, а Маргус по мере сил складывает в них мандарины. Однажды небольшой отряд грузинских разведчиков столкнулся с чеченскими наемниками. Когда выстрелы стихли, и Иво осмотрел разбитые машины, то он обнаружил выжившего чеченца Ахмеда, а позже, когда они с Маргусом хоронили погибших, оказалось, что выжил и один грузин по имени Нико. Иво разместил обоих раненых у себя дома, а доктор оказал первую помощь. Когда бойцы стали поправляться, между ними начались идеологические конфликты, и каждый из них готов был убить противника, но мудрый Иво переубедил своих нежданных гостей, примирил, чуть ли не подружил. И тут появляется разъезд российской армии, где капитан так мало похож на миротворца. Всё, дальше российскому зрителю точно не понравится...

 

Сразу хочу предупредить - в фильме много ненормативной лексики. Причём матом не разговаривают (как, например, в советской армии или на особых производствах типа кино-), им именно ругаются, чем грязнее, тем лучше. Но вот парадокс - это оправдано драматургически. Для главных героев фильма русский язык является связующей нитью, роль мата в общении мужиков при экстремальной ситуации хорошо известна. А больше ничего общего между ними нет - ни истории, ни религии, ни ментальности.

 Кстати, можно поблагодарить создателей «Мандаринов» за бережное отношение к межконфессиональным вопросам. Представляете, какой соблазн там, где собрались представители ислама, православия и лютеранства? Но нет, молится только мусульманин-чеченец, другие относятся к этому с пониманием, ни догматических споров, ни подколок не возникает.

 Конечно же, «Мандарины» вызывают некую ассоциацию со знаменитой рогожкинской «Кукушкой». Впрочем, как и с добрым десятком других, в том числе и иностранных фильмов, где сильные духом противники, оказавшись в определённых обстоятельствах, проникаются уважением друг к другу. Главное, чтобы раньше не начали стрелять...

 

А ещё фильм о чужой войне. Какое дело эстонцам до кавказских разборок? Чеченец Ахмет прямо о себе заявляет, что он наёмник и воюет за деньги (тут есть нюанс, но об этом чуть позже). Грузин Нико - профессиональный актёр и пошёл в ополчение по причине тотальной безработицы в своей профессии. Вот и возникает у них вопрос - «фигли мы здесь делаем?». Абхазы появляются в кадре буквально на несколько минут, хотя тот бардак начался исключительно во славу их интересов.  

 Зато русские... Известно, что в том конфликте Россия морально поддерживала абхазскую сторону. Наши миротворцы появились в Абхазии лишь в 1994 году. Так что, поклёп? Но я лично слышал рассказ очевидца, заканчивавшего в то время военное училище в Санкт-Петербурге, как их выпускной курс бросили под Сухуми. Так что чёрт его знает...

 Да, российский офицер, из-за которого наступает кровавая развязка сюжета, ещё тот персонаж. Только выглядит он, скорее, не прирождённым подонком-убийцей, а больным на голову, псом войны, ополоумевшим от крови. В звании капитана... а ведь с момента вывода войск из Афганистана прошло немногим более трёх лет. Или полковника Буданова вспомните, с одной стороны - герой войны, с другой - насильник, чего сам особо не отрицал. Конечно, частный случай, но мог иметь место, тем более,  что его солдаты пытались остановить озверевшего командира.

 И ещё. Если не этот достаточно спорный образ, не было бы самого кино. Производство Грузии... давайте отдавать себе отчёт, и так-то фильм Урушадзе почти гражданский подвиг.

 

Есть перекос и с историей Ахмета. В какой-то момент он вытаскивает из кармана солидный комок долларов, гонорар за участие в боевых действиях, пытаясь отдать его эстонцам в благодарность за спасение. Столько баксов в 92-м в Абхазии... они в тот год и в Москве были ещё в диковинку, не имели свободного хождения, всё началось через 7-8 месяцев после описываемых событий. Зато известно, что именно в той войне прошли боевую обкатку будущие чеченские боевики, тот же Шамиль Басаев. Не за деньги, их тогда просто не было, за идею убивать плюс помощь единоверцам по исламу. Но наёмник звучит как-то подлее, специально для грузинско-эстонского зрителя. Увы, условия игры такие, информационные войны никто не отменял.

 Но сверхзадачу, на мой взгляд, «Мандарины» всё же выполнили. Показали абсурдность и трагичность вмешательства не в свои дела. Очень актуально на фоне последних украинских событий...

 

Леонид Черток  

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (180)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20