Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Быль о небыли. Рецензия на фильм «Новый Берлин» Алексея Федорченко

Фильм вошёл в конкурсную программу VIII Международного кинофестиваля Arctic open в Архангельске (5-8 декабря).

«Новый Берлин» - последний шедевр (не побоюсь этого слова) Алексея Федорченко. Режиссера, сценариста, продюсера, кинодеятеля (и прочая, и прочая), о котором самом впору фильм снимать. Мистификатор высшей интеллектуальной пробы, который реже, чем хотелось, выстреливает кино из бывшей Свердловской киностудии. Которую и Хотиненко давно покинул, а этот держится, в Москву переезжать отказывается. Потому что там, взаштатье, всё под ним (ну, это я так думаю).

Эпатирует зрителя (как в «Первых людях на Луне», где русские высаживаются там еще в 30-х)? Скорее, это его фирменный образ мышления – жить самому в придуманной иллюзии и приглашать туда в гости всех желающих. Кто-то обзовёт его «Тинто Брассом недоделанным», не распознав в «Небесных жёнах луговых мари» перекличку с параджановскими «Тенями забытых предков». Кто-то плюнет и уйдёт (из кинозала) через 10 минут после начала, а кто-то останется и будет, грызя от нетерпения ногти на ногах, ждать следующей премьеры.

То, что последние не обманулись в ожидании, становится ясно в первые десять минут «Нового Берлина». Великая Марина Разбежкина, мать-героиня всех молодых российских кинематографистов прогрессивной волны, объясняет с экрана, что реальность в кино – понятие субъективное, на то это искусство и называют Великой иллюзией. Документальное будь, художественное – неважно. «Нет никакой правды, реальность – это вы».

Смелое заявление в контексте сегодняшнего дня, не правда ли? Ответ на «правда всегда одна» и «сила в правде» - тезисы, которыми пытаются оправдать всё, что угодно. Однако Федорченко и не рассчитывает на массового зрителя, он режиссёр для избранных. Тем нам и интересен.

Честное слово, сам не сразу понял, что первая, «колумбийская» часть «Нового Берлина» - постановочная, а не блогерская. Отец с дочкой из России, имеющие глубокие немецкие корни (даже внешне), проводят семейное расследование – ищут концы парохода, на котором уплыла в неизвестность их троюродная родственница. Был у немцев такой проект «Пятьсот девственниц для великой Германии»… каково?!

Вот и бродят два разнополых и разновозрастных россиянина по латиноамериканским городам и весям. Насколько экзотичным, настолько и преступным (в этом плане Колумбия в рекламе не нуждается, любой город Казани 90-х фору даст), где и фотокамеру уведут, и портмоне подрежут, и с дочкой сотворят любое непотребство. Отец всё время начеку, дочка на расслабоне, ей по возрасту положено, готова влюбиться хоть в кого и хоть сейчас.

Снято в эстетике видеоблога. Бессистемно, с выхваченным кадрами, волшебным образом (или мастерством режиссёра) складывающиеся в связный сюжет, ведущий, пусть и намёками, к заветной смысловой цели. Семья стучится в двери, из которых выглядывают персонажи как из фильмов Феллини, они пристают к ним с односложными вопросами о тётке из команды девственниц… короче, полный дурдом. Всё, как мы любим.

А люди, у которых эти двое берут интервью?! Бородатый ловец тунца… так сыграть и даже загримировать актёра невозможно. Или электрик-антисемит – привет модной среди маргиналов всех мастей и сословий теме. Чистый Гринуэй пополам с Кустурицей!

По ходу действия мы узнаём от источников, внушающих мало доверия, о том, что вождь кубинской революции бородатый Фидель был тот ещё ходок по женской части (я, кстати, догадывался). Зачем нам это знание с подробностями и в восхитительном контексте? А просто так… чтобы было.

Колумбийская часть обрывается на полутрагической ноте, режиссёрская фантазия (или его третий глаз) уносит зрителей в подземный мир Антарктиды (именно так, прилагательное не опечатка), где строится то ли город будущего (см. название фильма), то ли Четвёртый рейх во льдах (а не в джунглях, как гласят до сих пор живущие легенды). С документальным доказательством в виде архивных киносъёмок, купленных из-под полы по случаю (отсыл минимум к десятку художественных фильмов разных времён и народов).

Полная фантасмагория для эстетов. Клаустрофобия пространства и духа, люди с пятнистой кожей, то ли лучевые ожоги, то ли пигментация в условиях антарктического подземья, обожествлённые еноты как символ светлого будущего избранного человечества. Нижний мир сходит с ума… хотя и верхний от него недалеко ушёл (мной услышанный подтекст).

Но это не одни широкие мазки кисти мастера. Это точно прописанные истории персонажей – две женщины соревнуются в красоте; ещё две в пороках – одна выпивает, другая курит; многодетный папаша вспоминает своих детей, брошенных им на Восточном фронте; художник несколькими штрихами превращает себя в Гитлера (а в кого ещё-то?!).

Как вам такое путешествие в наше невыездное время – прошвырнуться во Латинской Америке, заглянуть на пару кружек пива в Германию, потом в заснеженную Москву и сразу под лёд. Тут сам енотом станешь…

Спасибо Алексею за такой круиз фантазии. А Новый Берлин (он у каждого свой) можно ещё рах в следующем фильме поискать…   

 Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (180)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20