По словам Владимира Путина, сегодня ОПК не гарантирует выполнение задач по обеспечению вооружением, а в ряде отраслей, в том числе в судостроении, до сих пор нет стратегии развития и реформирования. По его мнению, при общей положительной динамике, процессы технологического перевооружения армии и флота еще слабо набирают обороты. По словам экспертов, речь президента может послужить толчком к началу консолидации отрасли, и заявленные государством планы по построению холдингов в судостроении могут в скором времени реализоваться.
О создании холдингов в судостроении заговорили с новой силой после назначения министра обороны, вице-премьера Сергея Иванова главой Военно-промышленной комиссии. В настоящее время готовится к подписанию госпрограмма вооружения, рассчитанная до 2015 г., с общим объемом финансирования около 5 трлн руб. Помимо прочего, она предусматривает увеличение в 1,5 раза объемов постройки военных судов. По мнению чиновников, в сегодняшнем состоянии отрасль не способна выполнить такой заказ. Выход видят в создании интегрированных структур, которые объединят разрозненные сегодня предприятия, при этом планируется разграничить холдинги «надводного» и «подводного» судостроения. И если в «подводном» судостроении все интересные для включения в состав холдинга предприятия находятся в руках государства, то для создания «надводного» холдинга государству необходимо договориться с частным собственником двух ведущих предприятий – «Балтийского завода» и «Северной верфи».
Как отметил вчера на заседании Совета Безопасности Владимир Путин, состояние дел в ОПК «не гарантирует выполнения заданий по обеспечению вооружений». По его словам, основные причины этого – изношенность оборудования и отсутствие диверсификации крупных структур ОПК. В частности, президент отметил, что в том же судостроении и ряде других отраслей до сих пор нет стратегии развития и реформирования. По его мнению, необходимо принятие срочных мер, в то время как правительство не торопится, а работа по целевой программе развития ОПК не завершена. Глава государства подчеркнул, что при общей положительной динамике еще слабо набирают обороты процессы технологического перевооружения армии и флота. Президент потребовал от правительства завершить разработку программы развития ОПК в третьем квартале этого года, а ее финансирование предусмотреть уже в 2007 г. Также он предложил ввести в классификацию расходов бюджета новый раздел «Модернизация Вооруженных Сил».
По мнению опрошенных RBC daily экспертов, слова Владимира Путина могут привести к ускорению создания интегрированных структур в судостроении. Как отметил на заседании министр обороны Сергей Иванов, сейчас в рамках Минобороны формируется единая система заказов и поставок. На экспорте судов в 2004-2005 гг. Россия заработала 9 млрд долл., а подлодок – 7 млрд долл. Но, как отмечают в своем ежегодном отчете эксперты Центра анализа стратегий и технологий, уже в 2005 г. внутренний оборонный заказ стал более значимым, чем экспорт. При этом кораблестроение впервые с 2001 г. стало лидером ВПК, оттеснив авиастроение. А занимающая ведущие позиции частная «Северная верфь» заработала в 2005 г. почти 100% своей выручки в 12,5 млрд руб. на военных заказах.
Впрочем, дело не только в военных судах. Хотя основная цель создания интегрированной структуры в судостроении – выполнение оборонного заказа, собеседник RBC daily в Роспроме отмечает, что повышение эффективности работы предприятий отрасли скажется и на гражданском судостроении, испытывающем множество проблем, позволит привлечь масштабные инвестиции в капиталоемкое строительство. «Сейчас рынок гражданского судостроения захвачен демпингующими китайцами и корейцами, – отмечает он. – Интеграция судостроительных предприятий позволит создать хоть какие-то предпосылки для конкуренции с ними».
Однако со стратегией своего участия в отрасли государство пока не определилось, и чиновники пока осторожно говорят о сроках создания холдинга «надводного» судостроения. Как рассказал RBC daily источник в Роспроме, создание интегрированных структур в судостроении и реализация программы развития ОПК идут параллельно, но вряд ли сроки их завершения можно увязать друг с другом. «В авиации процесс объединения длился 2,5 года, а мы пока работаем только год, – отмечает он. – Вряд ли создание интегрированных структур в судостроении удастся завершить к 2007 г., хотя работа как с ведомствами, так и с предприятиями идет интенсивно».
Один из нерешенных вопросов – будущая структура собственности объединений судостроителей. По словам чиновника Роспрома, она еще не определена, так как ей отводится второстепенная техническая роль. «Изначальная идея об открытой интегрированной структуре в судостроении еще в силе, и вполне возможно, что частному капиталу в ней найдется место на условиях частно-государственного партнерства, – говорит он. – Однако многие из госпредприятий, не имеющих проблем с заказами, не довольны возможным присутствием в будущей объединенной структуре частных компаний, и не проявляют интереса к интеграции».
Впрочем, наблюдатели сомневаются в экономической обоснованности таких планов. По мнению директора проектов ИАА SeaNews Алексея Безбородова, обосновывая объединение судостроительной отрасли под госконтролем военной доктриной, государство окажется несостоятельным в гражданском секторе. «Военное и гражданское судостроение – совершенно разный бизнес, как производство джипов и танков, – отметил он RBC daily. – И в гражданском судостроении далеко не все так плохо, как говорят чиновники. Объединив военное и гражданское судостроение, государство рискует лишь усугубить проблему». По его мнению, ожидать от госуправленцев эффективных решений не стоит. «Те же китайцы построили свою стратегию на дешевой рабочей силе и импорте технологий, но наши чиновники, скорее, будут отстаивать устаревшие наработки, – считает он. – И в конечном итоге такое объединение постигнет судьба корейских чеболей».
По материалам RBCdaily, www.parlcom.ru