До недавнего времени стратегическим планированием регионы занимались самостоятельно и по желанию, ориентируясь на собственный опыт и имеющуюся ресурсную базу. Никаких жестких директив из федерального центра по этому поводу местные чиновники не получали. Тенденция к некоторому изменению наметилась после того, как осенью 2004 г. было создано Министерство регионального развития. Летом 2005 г. ведомство представило на рассмотрение правительства концепцию стратегии социально-экономического развития регионов. Однако документ был отправлен на доработку, и с тех пор нового варианта концепции не появилось, поскольку представители Минрегиона решили для начала выслушать мнения и соображения по этому поводу самих субъектов РФ. Местные чиновники, разрабатывая региональные планы, в свою очередь, жалуются на отсутствие соответствующего федерального документа, который можно было бы использовать в качестве некоего ориентира.
В настоящее время региональные руководители по очереди представляют федеральному центру стратегии социально-экономического развития своих регионов. Как сообщил журналистам директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Юрий Перелыгин, начиная со второй половины 2005 г., ведомство заслушало около 40 региональных докладов. Из них было одобрено только 10. Среди регионов-лидеров оказались, например, Томская, Вологодская, Астраханская, Свердловская, Тюменская области. Концепции социально-экономического развития остальных регионов были отправлены на доработку.
При этом, как сообщил Юрий Перелыгин, в ближайшие два месяца региональным властям будет представлен технический стандарт для выработки стратегии. Пока планы пестрят разнообразием, поскольку местные чиновники используют разные подходы к планированию социально-экономической жизни своих регионов. Например, при написании концепций ограничиваются только собственными силами. Или наоборот, проводят конкурсы для консалтинговых компаний. В результате многие концепции отправляются на доработку. Они либо вообще не являются стратегиями как таковыми, либо не направлены на решение глобальной задачи – создание федеральной концепции социально-экономического развития.
Сегодня региональная стратегия пока еще не является обязательной для всех субъектов РФ, однако Минрегион надеется, что в перспективе будет принят закон об основах регулирования регионального развития. Он обяжет местных чиновников заниматься стратегическим планированием. Если эти планы будут внедрены в жизнь, то, по мнению Юрия Перелыгина, в стране появится более эффективная система распределения финансов.
Как показывает практика, создание стратегических концепций – вовсе не такая уж формальность. Например, не так давно правительство, рассмотрев стратегию Астраханской области, нашло ее очень удачной. Чиновники поддержали запланированные местными властями на 10–15 лет вперед проекты. И в результате область получила из бюджета более 6 млрд руб. на дополнительные расходы.
Говоря о решении социально-экономических проблем арктических регионов, эксперты Минэкономразвития отмечают, что в настоящее время в арктической зоне формируется около 12% национального дохода Российской Федерации при доле населения менее 1% от общей численности населения. Вклад арктической зоны в российский экспорт составляет более 21%.
Социально-экономическое пространство арктической зоны неоднородно. Здесь находятся регионы России с разными структурами экономик и уровнями социально-экономического развития. Большая часть регионов имеют значения показателей социально-экономического развития выше среднероссийских (Красноярский край, Мурманская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми и Саха (Якутия)), для меньшей части регионов характерны величины, которые значительно ниже среднероссийского уровня (Таймырский и Чукотский автономные округа). Соответственно арктические регионы имеют неодинаковые стартовые условия для устойчивого развития. Так, различия по показателю валового регионального продукта превышают 8 раз, по объему инвестиций в основной капитал - в 33 раза, по объему внешнеторгового оборота – в 83 раза, по сводному показателю развития социальной инфраструктуры – в 10 раз. Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа, а также Республики Коми и Саха (Якутия) демонстрируют позитивные тенденции в динамике уровня социально-экономического развития. Таймырский и Чукотский автономные округа – регионы с традиционно низким уровнем социально-экономического развития.
Основными факторами, сдерживающими переход арктических регионов к устойчивому развитию, по мнению Минэкономразвития, являются: сверхвысокие издержки, связанные с удаленностью от основных рынков труда и сбыта, ограниченная транспортная доступность и крайне неблагоприятные природно-климатические условия; высокие экологические риски; низкая социальная мобильность, неоптимальная демографическая структура и система расселения; высокий износ основных объектов инфраструктуры, жизнеобеспечения, здравоохранения, образования и социальной сферы.
Об этом же говорится и в проекте концепции стратегии развития Архангельской области, озвученной на днях департаментом экономического развития обладминистрации.
Следует отметить, что в настоящее время на территории арктической зоны РФ осуществляются мероприятия более 10 федеральных, региональных, отраслевых программ, а также десятки крупных инвестиционных проектов, которые не согласованы между собой по срокам реализации и итоговым результатам. Все это снижает эффективность государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития рассматриваемой территории страны.
Алексей Герасимов
Фото Николая Гернета