Архангельская область по социально-экономическим показателям находится на уровне развития ниже среднего
Такую же позицию занимает лишь Псковская область. По Северо-Западному федеральному округу в число регионов с показателями развития выше среднего входят Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская и Новгородская области. В группу регионов среднего уровня включены республики Коми и Карелия, Калининградская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ. На территории Северо-Запада нет регионов с низким и крайне низким уровнями развития. Социально-экономическое положение территории определяется по основным индикаторам. Один из самых важных макроэкономических показателей - валовый региональный продукт (ВРП). «Архангельская область среди одиннадцати субъектов СЗФО на восьмом месте (ВРП -50 тысяч рублей на душу населения)», - сообщил корреспонденту ИА «Русский Север» заместитель директора департамента экономического развития обладминистрации Андрей ТУТЫГИН. В странах Европейского Союза разрыв в ВВП на душу населения составляет 4,5 раза. В России максимальная разница между регионами по величине ВРП достигает 50 раз. Кроме того, уровень развития региона определяется и по так называемой бюджетной обеспеченности. По этому критерию Архангельская область на седьмом месте. В 2002 году по объему оказанной помощи регионам СЗФО из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ Архангельская область уверенно занимала первое место, получив около трех миллиардов рублей. По состоянию на 1 января 2005 года Архангельская область имеет внутренние государственные заимствования на общую сумму более 1 млрд. 720 тысяч рублей, долговые и кредитные обязательства – около 2 млрд. рублей. На этапе до 2005 года социальная политика должна быть сконцентрирована на предотвращении падения уровня и качества жизни; дальнейшем сокращении размеров бедности; ликвидации задолженности и обеспечении своевременной выплаты заработной платы; повышении реальных доходов основных групп работающего населения, приближении минимальной заработной платы к прожиточному минимуму; недопущении деградации системы образования, здравоохранения, культуры, науки, стабилизации демографической ситуации; усилении внимания к социальной политике в отношении семьи, молодежи и детства. На этапе 2006–2010 годов должно быть обеспечено решение таких задач, как установление минимальной оплаты труда на уровне про-житочного минимума, существенное повышение реальных доходов основной массы населения, ликвидация резких диспропорций в оплате труда в бюджетном и не бюджетном секторах, а также между некоторыми отраслями экономики; значительное сокращение нынешней огромной дифференциации в доходах различных социальных групп населения; снижение темпов инфляции до 2–3% в год. Следует ожидать ощутимых изменений к лучшему в развитии материальной базы и деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки. Наметятся позитивные изменения в демографической ситуации (увеличение рождаемости, сокращение смертности, увеличение на 2–3 года ожидаемой продолжительности жизни).