Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сбежавшая электричка, или как Путин с Дворковичем в поддавки играли

И ничего-то с тех лет не изменилось. Электричка - такой же социально-значимый «продукт», как хлеб или молоко. Особенно, если учесть, что большая часть населения пригородных населённых пунктов зарабатывает себе на жизнь в областных центрах (почему так, разговор длинный и не новый). Именно поэтому отмена или резкое удорожание билетов на пригородные поезда угрожают социальным взрывом почище монетизации льгот. Ну, а кто у нас в стране главный «пожарный»? Правильно угадали...

На совещании с членами правительства 4 февраля президент Путин потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение после того, как в нескольких российских областях электрички отменили совсем, а в других областях этот вопрос стали активно обсуждать в кабинетах чиновников. Кабинет министров тут же отреагировал на требование главы государства - электрички восстановят в течение месяца. Даже с какой-то радостью - им эти оборзевшие «естественные монополисты» тоже поперёк горла. В РЖД тоже обещали вернуть электрички в максимально короткий срок. «Разрабатываем план. Будем возвращать в минимально возможные технологические сроки (расконсервация подвижного состава и согласование графиков)», - отрапортовали из ведомства Якунина. Народ на это, как вы понимаете, возликовал и восславил. Уж не это ли была конечная цель назревавшего скандала?

«Александром Матросовым» (в смысле, тем, кто кладёт жизнь за идею), на этот раз был определён вице-премьер Аркадий Дворкович. Именно он, отчитываясь перед президентом, признал, что «ситуация с пригородным сообщением сложная». И объяснил это переходом на новые принципы договорных отношений между РЖД и субъектами РФ. Между прочим, именно Аркадий считается самым либеральным в медведевском кабинете (и так уж не особо консервативном). Вам этот расклад ничего не напоминает? Лично мне - хрестоматийное «Во всём виноват Чубайс». Похоже история повторяется - носителей титульных фамилий опять решили не подставлять под «царский гнев».

Дворкович доложил, что правительство предлагает следующий набор мер: первое уже содержится в антикризисном плане - о снижении налога на добавленную стоимость в пригородном сообщении до ставки в 10% (такой законопроект будет внесён в Госдуму уже в феврале); возвращение льготной ставки оплаты за инфраструктуру с 25 до 1%, но чтобы компенсировать этот шаг потребуются дополнительные средства из федерального бюджета (по предварительным оценкам 6-8 млрд рублей); выделение дополнительных денег регионам. Регионы, понятное дело, возликовали. Подарок пришёл, откуда не ждали.

Однако президент был неумолим. «Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?», - рубил Путин и добавил: «Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьёзный подход, это же касается тысяч людей». Телевизор в этот момент показывал виноватое лицо Дворковича. Так и представляю восторги народных масс от увиденного и реплики в адрес «дерьмократов» а также «лиц интеллигентной национальности». Впрочем, это лишь мои досужие домыслы, и к Путину их не пришьёшь.

Но вот что интересно. Независимые эксперты считают, что именно Путин в 2000 году запустил реформу железных дорог, создав компанию РЖД, которая должна была покончить с «непрозрачностью и неэффективностью» на транспорте. Ставленник его, Якунин, относится к лицам неприкосновенным, и ему наплевать на журналистские расследования на тему зарубежной недвижимости у главы РЖД. В 2008 году, будучи премьером, Путин утвердил Транспортную стратегию России до 2030 года. В 2011 году он предложил продлить реформу ж/д транспорта до 2015 года, но подчеркнул, что она идёт по плану. Что-то похожее было и с реформой РАО ЕЭС... или я ошибаюсь?

Итогом вышеназванных действий, по мнению наблюдателей, и стало решение об отмене электричек. Теперь же Путин «ведёт себя так, будто электрички стали отменять только вчера, а он - президент - об этом был ни сном, ни духом», с усмешкой констатирует язвительный Forbes. Издание отмечает, что правящий класс (который пока что верой и правдой, несмотря на санкции и войну) Путин порет сегодня за то, что сделал сам. «При правлении Владимира Путина все возможные реформы были начаты, завершены, сданы в архив, а теперь запущены снова, чтобы служить задачам текущего политического момента».

Зато по заключению Счётной палаты, именно Министерство транспорта и РЖД сорвали сроки реформы в пригородном железнодорожном транспорте, утверждённой правительством. По данным этого надзорного ведомства, работа, предусматривающая в том числе создание пригородных пассажирских компаний, была затянута на семь лет. Кроме того, указали в ведомстве, «госкомпанией совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении».

В РЖД тут же поставили защитный блок и опровергли обвинения в неспешности, указав, что проводили все действия в соответствии с принятым планом реформы. Там указали, что виноват сам план мероприятий", который "неоднократно корректировался (с одобрения президента). Что касается убыточности, то в этом РЖД винят власти регионов, которые, по мнению представителей компании, не хотели развивать «гармоничную транспортную систему».

Сам же монополист Якунин возложил вину за отмену электричек в регионах на местные власти, заявив, что те за электрички ему не платят. Но это так, между прочим, ибо сейчас хозяин российских железных дорог увлечён совсем другим - ночными поездами во Франции, о чём готов рассказывать журналистам бесконечно.

Привожу взгляд этого государева слуги на проблему (длинно, но всё равно прочитайте и постарайтесь вникнуть): «Транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к ответственности субъектов РФ. Они, согласно законодательству, обязаны заказывать объём перевозок в своем регионе, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги. Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички всё равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели», - написал Якунин. Исходя из сказанного, ни на какие уступки ради спокойствия и комфорта рядовых пассажиров Якунин до последнего момента идти не собирался. И тут раздался грозный рык Путина...

Так что такого наколбасила всеми поминаемая реформа РЖД? Примерно вот что (ибо не специалист в пассажироперевозках ни разу). До реформы пригородные перевозки субсидировались за счет тарифов на грузоперевозки, а с управленческой точки зрения пригородное сообщение было частью общего транспортного железнодорожного потока. Реформа РЖД выделила пригородное сообщение и создала специализированные компании, которые стали заниматься исключительно пригородным сообщением - так называемые ППК (пригородные пассажирские компании). Как считают эксперты, создание ППК носило откровенно жульнический характер - им не был передан подвижной состав, и они должны были арендовать его у РЖД. Тем самым РЖД ликвидировали свои убытки, гарантированно получая арендную плату. Убытки, понятное дело, были переложены на плечи ППК. Формально они предоставляли свои экономические обоснования местным властям, которые утверждали тарифы. Разницу между тарифом и себестоимостью было рекомендовано погашать из местного бюджета. Имущество ППК составляют лишь билетные кассы и вообще вся инфраструктура продажи билетов. И всё на этом.

Кому-то не было понятно, что фикция с аббревиатурой ППК накроется медным тазом при первых же структурных сложностях в экономике? Если да, то только выпускникам коррекционных классов. Интернет с ехидством отреагировал и на происходящее в РЖД, и на выволочку правительству. Вот лишь несколько примеров блоггерного творчества:

- Путин вернул народу электрички, чтобы было, где просить милостыню.

- Путин вернул электрички! Теперь бы еще танки вернуть...

- ПУТИН ПОТРЕБОВАЛ НЕМЕДЛЕННО ПРИДУМАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕНЕГ БЫЛО ОЧЕНЬ МНОГО У ВСЕХ ЛЮДЕЙ И В БЮДЖЕТЕ.

Мне же вспомнился старый еврейский анекдот про осла:

Устал многодетный Хаим жить в одной комнате с детьми, женой и вечно умирающей тёщей. Пошёл к ребе за советом, как добавить жизненного пространства. Ребе посоветовал:

- Купи осла, пусти к себе жить и приходи через неделю

Хаим так и сделал. Через неделю приходит:

- Ребе, жить невыносимо, хоть вешайся...

- Теперь прогони осла.

Хаим возвращается через пару дней с подношениями.

- Спасибо тебе, ребе. Какой простор, какая благодать!

Народ наш привык к чудесам, творимым Путиным, и отвыкать от них не хочет. Что толку, если ж/д сейчас переведена на ручное управление? Денег от этого не прибавится ни у регионов, ни в госбюджете... разве что у самого Якунина.

РЖД устроили дело таким образом, что ездить на такси становится дешевле, чем на электричке, как прямо сказал один из губернаторов. При этом якунинцы говорят всем, что работают ещё и себе в убыток. Ну и что делать в такой ситуации? Может, вместо электричек всех на такси возить, раз это действительно дешевле? Или сделать поезда бесплатными, коль скоро никакие тарифы всё равно не позволяют это окупить?

Про такси, конечно, мысль хорошая, но нереальная. В том плане, что российская дорожная структура (правопреемница советской, устроенной под философию «личный автомобиль - это роскошь, а за два на семью сажать надо») и так вот-вот рухнет под гнётом автомобильных пробок. Это же самое хоронит и идею строительства в пригородах малоэтажных жилых посёлков - люди оттуда не будут успевать добираться на работу в центр. Впрочем, об этом я уже писал неоднократно.

Ну, а что касается показного скандала на двоих с участием Путина и Дворковича... у меня просто слов нет. Одни маты.

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (247)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20